«Формула-1» в Сочи

16.09 2014 16:12

Главный редактор интернет-портала «Кубанский спорт.RU» Максим Осадник в преддверии дебюта «Формулы-1» в Сочи вспоминает, как главный российский курорт заводил роман с «Королевой автоспорта».

Впервые Сочи лично познакомился с «Формулой-1» в сентябре 2009 года, когда болиды команды Renault устроили шоу в самом центре города. Действо развернулось на участке от площади у Морского вокзала и вниз по улице Несебрской до места, где раньше был кинотеатр «Спутник». Общая дистанция — всего километр. Знакомили сочинцев с «Королевой автоспорта» боевой гонщик Renault Роман Грожан, который до сих пор выступает за французскую конюшню и демо-пилот Адам Хан. Тогда, более чем за год до принятия решения о проведении этапа чемпионата мира в России, Грожан выразил желание еще раз приехать на побережье Черного моря, но чтобы гонятся уже в условиях реальной борьбы.
— Лично я был бы счастлив еще раз приехать сюда для участия в Гран-при. Россия — большая страна, в которой «Формула-1» популярна. Организация Гран-при потребует немалых усилий, но у Сочи есть подобный опыт. Я имею в виду подготовку Олимпиады 2014 года, — сказал француз.

Sebastian Vettel poses for a photograph in front of the Adler Arena Skating Center before he samples the new Russian Grand Prix venue at Sochi Olympic Park in Sochi, Russia on April 22nd, 2013 // PRISM in association with The Power of Sport Images for Infiniti Performance Team // P-20130423-00056 // Usage for editorial use only // Please go to www.redbullcontentpool.com for further information. //

Себастьян Феттель в Сочи в рамках промо-тура компании Infiniti, 2013 год

Автору этих строк тогда несказанно повезло. Я стал первым россиянином, кто проехал на гоночном болиде по Сочи. Позвольте немного вспомнить свои ощущения, которые по сегодняшний день остаются неповторимыми.
Когда мне предложили поучаствовать в демонстрационных заездах болидов Renault на роад-шоу, я, разумеется, не раздумывал ни секунды. Не использовать такой шанс ощутить на себе скорость «королевских гонок» с моей стороны стало бы преступлением.

 Себастьян Буэми: «В России лучшего места для проведения гонок «Формулы-1» не найти».

Минут за двадцать до начала заездов меня и еще нескольких счастливчиков организаторы пригласили на инструктаж. Всем выдали командный комбинезон Renault F1 Team, шлем, перчатки и обувь. Особенно инструкторы попросили обратить внимание на подбор размера шлема — голове должно быть комфортно, именно на нее и шею выпадут серьезные нагрузки. Потом распределили, кто в каком заезде и на какой машине приобщится к миру скорости «Формулы-1».
Я попал в первый заезд на трехместном болиде, за рулем — Адам Хан. Вообще трехместные болиды появились сравнительно недавно. Впервые такой концепт в 2002 году создал известный дизайнер гоночных автомобилей Том Уолкиншоу для команды Arrows.

Эту идею подхватили сразу в Renault и Ferrari, а затем и другие команды. Главный плюс трехместного варианта — гостевые места располагаются по обе стороны от пилота, а не за ним, как в двухместном, это позволяет улучшить обзор и показать пассажирам трассу такой, какой ее видит сам гонщик.
В полной боеготовности с застегнутым шлемом и зашкаливающим адреналином меня приглашают в кокпит. И вот, наконец, дали сигнал «на старт». Признаюсь, садился в машину, точнее практически ложился, с некоторым трепетом…

DSC_4978 copy1

Максим Осадник в трехместном болиде «Формула-1», 2009 год

Максим Осадник: «А какой разворот на 180 градусов — меня впечатывает в боковую стенку».

Второе свидание Сочи с «Формулой-1» случилось летом 2011 года. Фестиваль автоспорта «Формула Сочи» собрал три команды главной автогоночной серии на планете с их боевыми пилотами: Lotus Renault с первым русским в «Формуле-1» Виталием Петровым, Torro Rosso — со швейцарцем Себастьяном Буэми, Marussia — c немцем Тимо Глоком.
На том момент уже было известно, что столица Олимпиады примет первый в истории Гран-при России. Разумеется, Игры-2014 в принятии этого решения сыграли едва ли не решающую роль. Сам босс «Формулы-1» Берни Экклстоун говорил про интересный «олимпийско-гоночный симбиоз» как про фактор, который во многом и побудил его отдать этап чемпионата мира России. Экклстоун как в воду глядел: сочинскую трассу решено было построить прямо в Олимпийском парке вокруг спортивных арен. Идея схожа с автодромом имени Жиля Вильнева в Монреале и мельбурнским «Альберт Парком».

Также есть что-то общее с Валенсией, где часть трассы проходит по территории морского порта. Интегрировать объекты городской инфраструктуры с гоночным треком блестяще получается у главного архитектора современной «Формулы-1» Германа Тильке, к услугам которого прибегли и при проектировании сочинской трассы.
— Сочи? Отличное место. Город, раскинувшийся на самом берегу моря, где так ярко светит солнце, не может быть плохим. Уверен, что в России лучшего места для проведения гонок «Формулы-1» не найти. Прибрежный город — самый лучший вариант.

Туристы, которые в 2014 году приедут сюда на первый в истории Гран-при России, смогут не только стать свидетелями столь грандиозного события, но и просто отдохнуть на море, — сказал мне тогда Буэми, отвечая на вопрос о том, как ему нравится российский курорт.

Но выйти на трассу «Сочи Автодрома» и оценить ее особенности швейцарец не сможет, так как уже два года не выступает в «Формуле-1», на его место в Torro Rosso пришел россиянин Даниил Квят. Кстати, три года назад он тоже приезжал на шоу в Сочи как участник программы Red Bull для молодых пилотов, а сегодня именем Квята уже назвали одну из трибун сочинского автодрома.

— Естественно, я счастлив, что трибуну назвали моим именем. Очень приятная привилегия! Предстоящая гонка – исторический момент для «Формулы-1», для России и для меня лично. Стать участником первого в истории Гран-при России, будучи отечественным гонщиком, – большая честь. Отдам максимум сил, чтобы выступить хорошо на этом этапе, хотя на трассе ни разу не был. Но уверен, что она соответствует стандартам. Вроде бы конфигурация интересная, есть скоростные повороты, есть медленные, — считает 20-летний россиянин.
А вот у четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля уже дважды была возможность не только посетить трассу «Сочи Автодрома», но и проехать по ней, пусть и не на болиде. Хотя и нескольких кругов на Infiniti Q50 Hybrid титулованному немцу хватило для того, чтобы сложить свое профессиональное мнение о трассе.
— Она обладает интересной конфигурацией, в которой присутствует хорошее сочетание скоростных поворотов и техничных секций. Трасса довольно сложная, интересная, много серьезных виражей, она довольно быстрая. Пилотирование болида «Формулы-1» на этой трассе станет сложным испытанием, так что я с нетерпением жду возможности вернуться сюда в октябре. Конечно, само по себе замечательно и то, что автодром расположен в Олимпийском парке, и приятно видеть арены, на которых проходила Олимпиада, — подчеркнул пилот Red Bull.

***
…Меня плотно затягивают ремнями, проверяют, как сидит шлем. Инструкторы хлопают по плечу и интересуются, все ли о’кей? В ответ поднимаю большой палец. Механики заводят двигатель, как и положено, с передвижного стартера, и мгновенно ощущаю — какая мощь за спиной! Свыше 700 лошадиных сил.
Сквозь рев моторов, которые способны раскрутиться до 20 тысяч оборотов, улавливаю, как ведущий мероприятия «российский голос «Формулы-1» Алексей Попов, объявляет о том, что в России заезды трехместных болидов еще ни разу не проводились.

От этого ощущение причастности к чему-то «особенному и увлекательному» только усиливается. До последнего не опускаю стекло шлема, в зеркале заднего вида переглядываюсь с Адамом Ханом. И вот он показывает — опустить забрало. Обратного пути нет…
Едва болид срывается с места, как голову мгновенно прижимает к спинке-дуге. Торможение перед поворотом и снова ускорение за считанные секунды до 230 км/час — вот это перегрузки! А какой разворот на 180 градусов — меня впечатывает в боковую стенку. Таких ощущений не испытаешь ни на одном «гражданском» автомобиле…
За заездами Грожана на боевом болиде, которые привели сочинскую публику в дикий восторг, я наблюдал спокойно. Пытался понять, как можно управлять такой сверхмощной машиной. Тем более в условиях острой борьбы на трассах чемпионата мира, одна из которых теперь появилась в России.

Текст: Максим Осадник. Фото: личные архивы, архивы пресс-служб

 

Print Friendly, PDF & Email