Илья Володько о торговых улицах крупных городов

Специализированные торговые улицы удобны и выгодны как для туристов, так и для жителей городов. Совершать покупки на таких улицах приятно, так как экономится масса времени, да и эстетического удовольствия от посещения малых магазинчиков значительно больше.
Каждый раз, когда я бываю в Стамбуле, мое внимание привлекает одна небольшая улочка. Она типична для этого города: узкая, извилистая, с большим уклоном. Отличает ее от множества других только то, что здесь на протяжении нескольких сотен метров по обе стороны расположены многочисленные магазины музыкальных инструментов. Найти можно все: от рояля и электрогитары до этнических инструментов, названий которых я даже не знаю.
Почему в многомиллионном городе, площадь которого в 27 раз больше Краснодара, чтобы купить флейту, надо ехать в одно-единственное место? И не случайно же так вышло, что все эти магазинчики оказались в одном месте. Специализированные торговые улицы есть не только в Стамбуле. Это вообще довольно распространенное явление.
В Гонконге на Нефритовой улице можно купить любые поделки из нефрита, а улица Тун-Чой — улица золотых рыбок. Многие верят, что аквариум с золотыми рыбками непременно приносит удачу. Перечень можно продолжать, каждый, кто был за границей, точно вспомнит аналоги в любом из городов. Складываются такие улицы, как правило, постепенно. Сначала появляется какой-либо крупный магазин. Например, все тех же музыкальных инструментов. Следом за ним в непосредственной близости появляются более мелкие, ассортимент которых лишь дополняет основной. Для небольших торговцев это выгодно. Большой клиентский поток, генерируемый крупным магазином, работает и на них. Очень быстро становится понятно, что такое расположение рядом друг с другом выгодно для всех, даже для тех торговых точек, которые не только косвенно, но и напрямую конкурируют друг с другом.
Логика развития современных городов лишь стимулирует процесс образования специализированных улиц. В одной из предыдущих колонок я уже писал о том, что города изначально создавались для удобства жителей, чтобы на одной сравнительно небольшой территории можно было быстро и эффективно совершить обмен товарами или, например, получить врачебную помощь.
С ростом городов жить в них стало гораздо тяжелее, а временные издержки стали перекрывать любые выгоды. Представьте, что вы хотите купить рояль, а в городе есть 5 магазинов музыкальных инструментов, расположенных в разных районах. Чтобы осуществить выгодную покупку, нужно посетить каждый и потратить на это все выходные. Краснодар, конечно, не исключение. Многие знают, что на ул. Уральской большое число магазинов с детскими товарами, на улице Ставропольской есть целый кластер с ювелирными магазинами, на ул. Бабушкина много магазинов с товарами для интерьера.
В Краснодаре есть одна особенность, которая является катализатором процесса образования специализированных улиц. Высокая насыщенность качественными торговыми центрами практически убивает уличную торговлю. Многие помнят, что еще 10 лет основные магазины одежды располагались на улице Красной. Теперь же их там все меньше и меньше. Объединение самых различных магазинов в единую специализированную зону позволяет конкурировать с мегацентрами. Развитие торговых улиц выгодно всем. Для покупателей облегчается процесс выбора, для собственников зданий это высокие арендные доходы, для предпринимателей — стабильный клиентский поток. И не обязательно такие улицы должны возникать стихийно, этим процессом можно управлять. Во всех городах они являются центрами притяжения туристов, принося стабильные доходы еще и муниципалитету. Да и я, передвигаясь по городу с очередными московскими гостями, обязательно скажу: «А вот это у нас барная улица, сегодня вечером мы сюда обязательно пойдем».
Автор: Илья Володько, генеральный директор MACON Realty Group
Журнал «Краснодар Magazine». Октябрь, 2013