Евгений Жуков: прагматизм и устойчивость

Евгений Жуков, владелец и руководитель группы компаний «Авантрейд», рассказал, почему его компания была признана лучшей региональной канцелярской компанией в России, об интернет-продажах, социальной ответственности бизнесмена и о том, что такое неэкологичная конкуренция.
В 2013 году компания «Авантрейд» получила премию «Золотая Скрепка» как лучшая российская региональная компания. Как вам удалось обойти многочисленных соперников?
Прежде всего, о самой премии. «Золотая Скрепка» — самая престижная канцелярская премия в России, так как ее экспертный совет проводит объективный анализ жизненно важных показателей деятельности компаний-соискателей по таким критериям, как рост оборота и рост рентабельности компании, наличие собственных торговых марок и собственного производства, рост клиентской базы, расширение географии продаж, опыт экспорта продукции и внедрение новых технологий. Мы уверенно лидируем в своем регионе, и когда оргкомитет «Золотой Скрепки» выдвинул нас на соискание премии, мы были уверены в победе в номинации «Лучшая компания в южном регионе», всероссийское признание стало для нас неожиданностью.
Ответ на вопрос, как удалось обойти соперников, кроется в миссии компании «Авантрейд» — наше отношение к работе строится на честности и прозрачности, которое порождает доверие и ответственность каждого сотрудника за свои слова и действия. Профессионально развивая своих сотрудников и максимально эффективно оптимизируя свою работу, мы предлагаем нашим партнерам оперативное обеспечение всеми необходимыми товарами для офиса, уникальными решениями в promo-продукции и корпоративных подарках с лучшими условиями работы на рынке.
Однажды мои сотрудники предложили мне с большой выгодой открыться напротив одного канцелярского магазина и уничтожить его за полгода. А управляла им женщина, которую я знал, порядочная и достойная. И у нее в жизни не было ничего и никого, только этот бизнес. И я сказал: «Мы открывать не будем». Есть вещи, через которые переступать не стоит»
Вставал ли когда-либо вопрос о продаже бизнеса?
Вопрос о продаже компании будет существовать всегда. Мои учителя говорили: бизнес должен быть таким, чтобы в любой момент можно было его продать. Настолько привлекательным. К сожалению, в России большинство бизнесов жестко привязаны к харизме владельца. Поэтому в России продается здание или помещение, но никак не бизнес.
Выбор зон работы группы компаний «Авантрейд» неожидан. Почему, например, вы работаете в Сибири и не работаете в соседнем Поволжье?
В Сибири имела место спонтанная покупка бизнеса. У нас спросили, готовы ли мы поработать в «ментально совершенно другом регионе», мы ответили: «Да, давайте проверим».
Что показали результаты проверки?
Что при правильном подходе добиться успеха можно везде. На момент покупки компании «Икрус» (входит в группу компаний «Авантрейд», офис в Новосибирске — прим. автора) в 2006 году ее оборот составлял 5 миллионов рублей. Оборот компании в 2013 году — 15 миллионов рублей от продаж в B2B-сегменте.
Как вы управляете филиалами, ведь известно, что чем дальше от центра, тем меньше в них порядка?
Называйте вещи своими именами. Воруют или не воруют? Воруют. И будут воровать. Единственный способ контроля и сокращения воровства — создание менеджмента качества товара,услуги или отношения к клиенту, когда правила настолько выверены, что у сотрудника нет иного способа прийти к требуемым характеристикам продукта или сервиса.
Вы на своем сайте раскрыли объем продаж за 2013 год — 818 552 315 рублей. Обычно у краснодарских предпринимателей это составляет коммерческую тайну…
А мы никогда эти цифры не скрывали уже хотя бы потому, что это легко узнать. Но я никогда не называю чистую прибыль. Это, действительно, коммерческая тайна. А объем выручки можно узнать через операциониста в банке, который расскажет о величине средств, поступающих на ваш счет, лучше, чем вы сами.
Сегодня, когда компания уже стала достаточно мощной, вы вмешиваетесь в решение рутинных вопросов или сосредоточились на стратегических?
Конечно, вмешиваюсь. Более того, я считаю, что у меня больше стало как раз мелких вопросов. Когда компания заключает крупные сделки, появляется риск, что не учтут какую-то важную деталь, а ведь дьявол кроется в мелочах.
В таких случаях уровень моей компетенции позволяет пресечь проблему в зародыше. Я считаю, что с рекламациями, которые поступают из внешней среды, должен работать руководитель компании. Негатив может стать частью новых настроек CRM*, то есть влиять на принципы взаимоотношений с клиентами, и в конечном счете совершенно изменить работу компании. С 2011 года документы на каждую отгрузку содержат номер моего мобильного телефона, и я готов выслушать каждого клиента.
«Авантрейд» чувствует влияние конкурентов в своем исконном направлении — офисном B2B?
Да. Оговорюсь, что конкурентами мы считаем «ярдовые» компании (компании с оборотом от 1 млрд рублей в год — прим. автора). С мелкой розничной торговлей мы не конкурируем, так как приняли решение о смене формата розничной торговли и уже приступили к планомерному сокращению количества розничных точек старого формата. По нашей оценке, формат «магазинов возле дома» оправдан только для продуктового и аптечного сегмента, будущее остальных товаров — в кластеризации.
Потребитель не хочет ездить по нескольким местам за разными товарами, стоять в пробках и искать место на парковке. Он хочет приехать и купить все нужное в одном месте. И компания «Авантрейд» планирует ему это предложить — в стратегии развития компании заложено создание современного центра офисной и школьной канцелярии и товаров для творчества. Другой аспект — это профессиональная этика конкурентов. Рекомендую всем компаниям задействовать службы PR, быть бдительными и тщательно анализировать внешнее информационное поле компании. Потому что зачастую конкуренция носит, как я это называю, «неэкологичный» характер. Поясню: для меня неэкологичность — низость, неправда, ложь.
Какова доля продаж, которые производятся онлайн?
Если мы говорим об интернет-продаже в классическом виде, когда клиент заходит на сайт магазина, посредством сайта генерирует счет или платит картой, заказывает доставку и ему привозят,— 3,8 %. А вот количество продаж, спровоцированных Интернетом, его информационными ресурсами и социальными сетями,— процентов семьдесят.
Есть мнение, что открыть канцелярский магазин — практически беспроигрышный вариант для начинающего бизнесмена: издержки сравнительно невелики, пакет документов требуется стандартный, а прибыль можно получить очень быстро. Вы разделяете эту точку зрения?
Лет 17 назад, когда мы еще начинали, ситуация была именно такая. Все поменял кризис 1998 года. Канцелярский магазин — прибыльный самодостаточный бизнес и сегодня, если площадь 100 кв. м и есть два миллиона на закупку товара.
В ноябре вы встретились с будущими предпринимателями — школьниками и студентами. Собираетесь продолжать эту практику?
Я участвовал в профориентационном проекте, организованном Натальей Мацко — ответственным человеком, меняющим мир к лучшему. Проект рассчитан дать представление школьникам и студентам о будущей профессии и сделать правильный выбор до, а не после поступления в вуз. Меня попросили рассказать о бизнесе с точки зрения практики, а не теории. Буду ли я помогать проекту дальше? Да, конечно. В рамках этого же проекта 26 февраля в офис «Авантрейд» приедет группа школьников на экскурсию, чтобы узнать тонкости работы отдела сувенирной продукции. Любой обмен мнениями — это полезно: интеллектуальный уровень участников диалога растет.
В чем, по вашему мнению, социальная роль бизнеса?
У бизнеса есть социальная ответственность — налоги. И рабочие места. Бизнес должен заниматься бизнесом, платить сотрудникам вовремя зарплату и перечислять налоги в бюджет. Другой социальной роли у бизнеса быть не может. А вот публичные акции, такие как высаживание деревьев или помощь детскому дому, ничего общего с ответственностью не имеют. Можешь и хочешь помочь — делай это не напоказ. Но это вопрос уже личной, человеческой ответственности.
В одном из своих интервью вы заявили, что находитесь вне политики?
Абсолютно.
Чем же обусловлено ваше участие в публичных дискуссиях?
Я говорю лишь о том, что мне нравится или не нравится как горожанину. И я имею на это право. Здесь нет ни приближения к политике, ни реверансов в сторону власти.
Евгений, бизнес — это работа. А что для души?
Сноуборд, футбол и раритетные автомобили. Катаю с друзьями с большим удовольствием на местных и заграничных трассах. Болею за ФК «Краснодар». В автоколлекции уже есть машины 1956, 1968, 1976 годов, каждая со своим характером и харизмой. Недавно приобрел еще один редкий автомобиль, в Россию ввезу к лету. Коллекция будет продолжаться.
Группа компаний «Авантрейд»
На начало 2014 года компания объединяла 9 разноименных канцелярских компаний с зоной охвата в Южном федеральном округе, Сибирском федеральном округе и Украине. Головной офис компании находится в Краснодаре. Компания специализируется на поставках офисных и канцелярских товаров в сегменте B2B.
На 1 января 2014 года штат группы компаний насчитывает 227 человек.
Объем продаж группы за 2013 год — 818 552 315 рублей.