Михаил Свердлов: «Сегодня весь мир — IT»

Опрос «Работы.ру» показал, что 40% россиян собираются найти другую работу в 2022 году. 23% опрошенных хотят сменить профессию. Основные причины — маленькая зарплата и нелюбимая работа. Увеличить доход можно с помощью подработки. Например, таксовать по вечерам или взять дополнительную ставку на текущей работе. Еще есть третий путь, более сложный, — сменить профессию. Михаил Свердлов, директор по развитию Skypro, рассказал, какие специалисты сейчас востребованы, как не ошибиться с выбором новой профессии и легко ли найти работу после курсов.
— Как изменился спрос на обучение онлайн-профессиям в 2021 году?
— По данным CloudPayments, россияне стали чаще и больше тратить на онлайн-образование. Продажи курсов выросли в 2021 году на 57%, а средний чек покупки увеличился на 32%. По нашим оценкам, порядка половины запросов в онлайн-образовании — это смена профессии.
Сейчас больше половины населения России получают менее 30 тыс. рублей в месяц, а 12% живут за чертой бедности по данным Росстата. Люди понимают, что через обучение они могут изменить реальность вокруг: доход, возможности и окружение, которое принесет другие взгляды, расширит картинку мира. Обучение даст возможность покупать лекарства и ходить по ДМС в частную клинику. Или есть более качественную и здоровую пищу, а не дешевые макароны по акции.
Можно надеяться, что на голову упадет наследство, пытаться выиграть в казино, открыть бизнес или инвестировать в акции. Но шансы на успех в этих случаях низкие. Если обучиться востребованной профессии, шансы в разы выше, а риски ниже. А еще благодаря профессии получаешь стабильность.
Стив Джобс, человек, создавший айфон, говорил: «Нужно работать не 12 часов, а головой». В цифровых профессиях так и есть. Человек в часах работает как раньше (или меньше), а получает больше, потому что увеличивается часовая ставка. У наших выпускников доход увеличивается примерно в 1,5 раза, и это только старт их карьеры. А через полгода или год зарплату поднимут еще на 50–60%, так как это норма в IT.
— Какие специальности сегодня предлагают онлайн-университеты? Какие из них самые популярные?
— Наибольший интерес у людей к интернет-профессиям: это разработчик, аналитик данных, таргетолог и SMM-специалист. На них и ориентируются онлайн-университеты. Но не всегда. В Skillbox, например, есть профессии флориста, ювелира, швеи и визажиста.
Логично выбирать профессию по таким факторам:
-
перспективы специальности — профессия будет популярной хотя бы еще пять — семь лет;
-
количество открытых вакансий на сайтах поиска работы;
-
стартовая зарплата;
-
сложность входа в профессию.
Исходя из этого, самые популярные профессии — тестировщик, аналитик данных и разработчик. По данным «Яндекс.Практикума», еще популярна профессия специалист по data science.
— Какие есть требования к поступающим в онлайн-школу?
— В большинстве онлайн-школ требований нет. Не нужно сдавать ЕГЭ, другие экзамены и проходить тесты. Обычно на курсах дают знания с нуля — так, чтобы даже в математике разобрался человек, который до 11-го класса ничего не учил. А математика нужна для многих специалистов, например для аналитиков и разработчиков.
В Skypro мы на старте проводим интервью, чтобы понять цели человека. Это нужно, чтобы позже не оказалось, что наш продукт не решает задачу студента. То есть если он как можно скорее хочет зарабатывать сотни тысяч в месяц — это не к нам. Мы покажем реальные данные: скорее всего, на старте выпускник будет зарабатывать от 40 тыс. до 80 тыс. рублей. Хотя у нас были случаи, когда студенты после обучения получали предложения о работе с зарплатой 120 тыс. и 150 тыс. рублей. На странице любой профессии есть актуальные ставки, количество вакансий и ссылки на рабочие сайты.
Получается, основные требования — понимание, за чем идет человек, и мотивация.
— Какой процент студентов не оканчивает обучение?
— Цель студента — получить навыки. Есть студенты, которые не оканчивают обучение, потому что находят работу по новой профессии еще во время учебы. Для них диплом — это просто формальность, бумажка.
На бесплатных курсах без сопровождения (вроде Coursera) доходимость всего 3–5%. У крупных онлайн-школ — 26%. У классических вузов доходимость примерно 70%. На текущий момент наши показатели по части профессий превосходят вузовские.
Но процент людей, которые завершили обучение, — это не главная метрика. Потому что причины, по которым человек оказался на курсе, могут быть разные:
-
курс подарили;
-
заставила мама или бабушка;
-
учится за компанию;
-
надеется повысить зарплату;
-
хочет закрыть пробелы в знаниях.
Иногда студенты покупают курс, чтобы пройти только часть модулей, потому что в других темах разбираются. В таких случаях учитывать доходимость бессмысленно.
Если и брать какую-то метрику успешности курса, то это количество новых студентов, которые пришли по рекомендации друзей, учившихся в онлайн-школе.
— Как человеку определиться с направлением?
— Пробовать. Может показаться, что это сложно, долго, но на самом деле проще, чем кажется. А главное — это единственный работающий способ, чтобы не тратить время и деньги. Можно сходить на вебинар или бесплатный интенсив с практическими занятиями по интересующей вас профессии, чтобы понять, чем придется заниматься на работе. Есть интенсивы, на которых человек за три — пять дней погружается в выбранную профессию: слушает лекции, участвует в практических мастер-классах и делает домашние задания.
Если непонятно, с чего начать, подумайте: чего вы хотите, что умеете и что пригодится в перспективе? Найдите свою «суперсилу» и подумайте, в какой профессии можете ее применить. Любите рисовать — присмотритесь к компьютерной графике или графическому дизайну. Если вы замечаете мелочи вроде книг, расставленных не по алфавиту, — попробуйте тестирование.
У нас в Skypro для профориентации есть бесплатный онлайн-интенсив «Импульс». Там мы рассказываем, на какие профессии будет спрос в ближайшие десять лет и куда проще всего устроиться без опыта.
— Сейчас по ТВ мы видим рекламные ролики с участием взрослых медийных личностей, которые говорят о том, что учились IT-профессии. Что это: поиск платежеспособного клиента, профпереориентация взрослого населения или что-то другое?
— Большая часть населения все еще смотрит телевизор, при этом она же — целевая аудитория курсов. Поэтому реклама с медийными личностями в первую очередь повышает узнаваемость бренда.
Я не думаю, что богатые и успешные — наглядный пример для целевой аудитории, которая смотрит рекламу по ТВ. Больше мотивируют знакомые, которые увеличили доход в разы, когда сменили профессию, когда есть близкая по духу ролевая модель, которая росла в соседнем дворе или подъезде. Люди, которые смотрят эту рекламу, зачастую зарабатывают меньше 30 тыс. рублей в месяц, как и половина населения страны. А когда человек зарабатывает 20 тыс. рублей в месяц, нужно откладывать ребенку на кружки и репетиторов, оплачивать садик, проезд, продукты — какое тут саморазвитие, да и на что? Но когда у друзей или коллег получилось, начинаешь верить, что и у тебя получится, и искать способы начать учиться и менять свою жизнь.
Но в целом такая реклама показывает, что жизнь может быть другой, к ней можно прийти через обучение. Тем самым она популяризирует онлайн-образование.
— Какие ключевые стоп-факторы для тех, кто решил сменить профессию, но так и не начал обучение?
— Первый — нет денег. Можно говорить: «Было бы желание, а способ найдется» — но не всегда это так. Дохода большинства россиян не хватит, чтобы оплатить обучение. По нашим исследованиям, у них нет сбережений и есть долги. Кому-то даже не дают кредит.
Второй — нет четкой цели. Нужно понимать, зачем обучаться и менять профессию: чтобы больше зарабатывать, найти работу, которая будет приносить радость, или уйти работать на удаленку.
Третий — нет сил и времени. Все время забирают подработки, а силы — одинаковые задачи, раздражающий начальник и коллеги, которые плетут интриги. Сложно вырваться из замкнутого круга.
И четвертый — нет ролевой модели. Когда работаешь на заводе или продавцом в магазине, вокруг люди примерно с теми же интересами и зарплатой. Поэтому у человека нет примера перед глазами, который доказал бы, что можно зарабатывать больше и жить по-другому.
— Многие крупные компании регулярно инвестируют в обучение персонала. Насколько необходимо собственнику бизнеса обучать персонал в онлайн-школе?
— 59% сотрудников ценят возможность учиться на работе так же, как и высокую зарплату.
Учитывая, что технологии производства постоянно меняются, а повседневные задачи можно поручить роботам, онлайн-обучение — это необходимость. Если компания не развивает сотрудников, снижается производительность, потому что они не в курсе новых технологий и подходов. Так, медсестры, которые не умеют быстро печатать или работать с таблицами, вынуждают пациентов долго стоять в очереди. Им проще работать с бумажными карточками.
Где учить персонал — другой вопрос. Можно отправлять в вузы, на офлайн-курсы. Но онлайн зачастую дешевле, эффективнее и быстрее.
— Какие виды бизнеса сегодня уже не могут эффективно работать без современных IT-профессий и кадров?
— Уже сегодня весь мир — IT. Сложно представить такси и банки без приложений, государственные системы — без «Госуслуг». Оцифровка данных делает услуги и работу быстрее, прозрачнее, эффективнее и удобнее. IT во всех сферах — от школы до завода, от ритуальной сферы до медицины.