Как распознать «франшизу-пустышку»? - Краснодар Magazine

Как распознать «франшизу-пустышку»?

05.08 2021 09:18

Наверняка многие из вас слышали истории из разряда «купил франшизу и прогорел». И зачастую в таких результатах виноваты не покупатели франшиз, а люди, которые продали им так называемую «франшизу-пустышку». Почему так происходит? Рассказала основатель и руководитель компании «Франч регион» Кира Гофштадт

Все дело в том, что российский франчайзинговый рынок испытывает бурный рост. Множество компаний развивают свои франчайзинговые сети и действительно продают интересные и перспективные франшизы, позволяющие открыть за короткий срок прибыльный бизнес. Но вместе с тем на рынке присутствуют люди, пытающиеся продать пустышку под видом надежной франшизы. Иногда им это удается и это серьезно подрывает доверие как к «честным франшизам», так и к самому франчайзингу.

На самом деле франчайзинг – это совершенно цивилизованный и надежный способ открыть бизнес. Просто надо найти «правильную» франшизу, и сейчас я расскажу, как это сделать.

Соберите информацию

Сначала изучите всю имеющуюся информацию о компании в интернете. Просто введите в поисковик название компании и смотрите на то, как она ведет свой бизнес, как рекламирует свой продукт, как выглядит официальный сайт, как ведутся аккаунты в социальных сетях. Если вы обнаружите, что компания развивается, активно рекламируется, повышает уровень узнаваемости, то скорее всего это благоприятно и полезно скажется на всей сети, включая франчайзинговые филиалы. 

Если все наоборот и следы компании найти трудно, то можете считать это первым сигналом о том, что продаваемая франшиза может оказаться «пустышкой».

Пообщайтесь с франчайзером

На этом этапе вы сможете получить более детальную информацию по франшизе, договору а также можете попробовать  заполучить контакты действующих франчайзи для того, чтобы задать им вопросы по ведению бизнеса, спросить о том, как с ними работает головной офис, предоставляет ли заявленную на словах и документах поддержку. Также вы узнаете, с какими они сталкивались трудностями на первом этапе. Лучше всего, если разговор будет происходить очно, в офисе компании.

Расскажу одну историю. 10 лет назад я работала в одном известном каталоге франшиз и приняла звонок от посетителя сайта, который спросил: «Почему вы размещаете у себя фейковые компании и не существующие франшизы?» Оказалось, что человек купил франшизу «Зара зара», думая что это действительно франшиза одного из крупнейших мировых ритейлеров. (На самом деле компания INDITEX, которой принадлежит известный бренд, франшизу не продает). В результате, владельцы фейковой франшизы  прислали какую-то непонятную продукцию и перестали брать трубки после оплаты.

Оказалось, что франчайзи заключил договор после телефонного разговора и даже не потрудился осмотреть офис и изучить производство компании. 

Изучите договор

Здесь желательно довериться профессиональному юристу, который вам разложит все пункты по полочкам, подробно объяснит вам каждое определение.

На словах вам могут пообещать соблазнительные условия и качественную партнерскую поддержку, а на бумаге может оказаться, что франчайзи платит несколько сотен тысяч рублей за проведение часового тренинга и инструкцию по открытию бизнеса на одном листочке.  

Проверьте товарный знак

Очень важно понять: зарегистрирована ли торговая марка в Роспатенте. Иначе вы можете столкнуться с тем, что в соседнем доме откроется такая же компания ровно с таким же названием. Или еще хуже, вам может прийти запрос из суда с претензией, что вы пользуетесь чужой торговой маркой. 

Также следует помнить, что компания, которая хочет просто за год собрать деньги и исчезнуть, не будет тратить время и средства на регистрацию товарного знака. 

Изучите детали

Выделите время, сядьте и посчитайте финансовую модель, посмотрите на конкурентов в своем регионе, обзвоните их и узнайте цену услуг. Также постарайтесь выяснить, сколько клиентов посещает данный магазин или салон, а также проведите подробный анализ всех расходов и доходов. И уже после, имея «свои данные», сравните их с тем, что обещает франчайзер изначально. 

Еще один пример из моей практики. После присоединения Крыма, на нашей выставке в Симферополе участвовала компания из сферы детских услуг. Ребята так сладко говорили, что именно в Крыму на тот момент очень хорошие субсидии при открытии данного бизнеса, что просто закачаешься. Мне стало интересно, я начала запрашивать информацию по франшизе, но по мере прозвона конкурентов я понимала, что ценник на услуги у франчайзера «задран» чуть ли не вдвое, что субсидии дают после того, как проработаешь минимум 6 месяцев, причем никто не гарантирует что эти субсидии перестанут давать со следующего года, а без субсидий бизнес по всем подсчетам становится совершенно нерентабельным.

Надеюсь, что мой опыт будет полезен людям, задумывающимся о покупке франшизы, а этот материал поможет им найти честных партнеров, которые помогут построить эффективный и прибыльный бизнес.