Александр Хилькевич: «Юг любит моду!»

Одно из главных модных событий юга состоялось в середине ноября в Майкопе. На подиуме фестиваля молодых дизайнеров «Этномода» свои коллекции показали участники не только из самых разных регионов России, но и из других стран.
Бессменным председателем жюри фестиваля является международный аналитик моды, соучредитель Национальной академии индустрии моды Александр Хилькевич, который возглавляет и другие московские и региональные дизайнерские конкурсы. «Краснодар Magazine» поговорил с признанным fashion-гуру о том, почему этномода становится все востребованней, чего не хватает местным дизайнерам, чтобы выйти на самый высокий уровень, и почему жительницы южных регионов придают ультрамодным брендам больше значения, чем остальные россиянки.
— Александр, какое место в модной индустрии сегодня занимает направление этномоды и чем это обусловлено?
— Этника всегда была одним из источников вдохновения моды, но сейчас она выдвигается на приоритетные позиции. Ее влияние мы сегодня видим на всех главных неделях моды: в Милане, Лондоне, Нью-Йорке и Париже. Этнику показывают ведущие марки, даже те, кто раньше с этим направлением не работал, например Calvin Klein. Одна из причин интереса к этнике — это многодельность дизайна и использование сложных ручных техник декора. Благодаря этим приемам дизайнерские марки хотят отстраниться от масс-маркета. Поэтому дизайнерам нужно помнить, что нельзя создать этническую коллекцию, не владея высоким уровнем мастерства ручной обработки, ручного декорирования. Это то, что дает основу для работы в марках очень высокого уровня, которые делают кутюрные, люксовые коллекции. Таких людей огромная нехватка и в России, и за рубежом. Очень мало тех, кто способен делать ручную работу.
— Фестиваль «Этномода» в Майкопе состоялся в четвертый раз. Подводя итог всех четырех сезонов, что мы видим? Фестиваль оправдал свое существование? Каково сегодня его значение для отрасли?
— Фестиваль «Этномода» стал единственным модным событием такого направления в стране, которое не только сохранило свой статус, но и вышло на новый качественный уровень. Это произошло, даже несмотря на проблемы, связанные с текущей экономической ситуацией и неудачной реформой высшего образования последних лет, которая буквально подкосила ведущие российские дизайнерские кафедры. В этом году на фестивале были представлены коллекции не только из Сибири, с Урала, из центральных и южных регионов России, но и из Турции, Казахстана и других стран. Знаковой стала поддержка фестиваля Российским союзом молодежи. Также впервые в истории российской индустрии моды лучшим дизайнерам были вручены Национальные премии поддержки талантливой молодежи из Фонда президентских грантов в размере от 50 до 100 тыс. рублей, а всего на соискание премии было подано 160 заявок. Все это говорит о живом интересе, который вызывает «Этномода» на различных уровнях, о потенциале фестиваля, верном курсе и реальных перспективах.
— Каков уровень работ участников фестиваля на этот раз? Повышается ли он год от года? Если говорить о содержании работ, куда движется сегодня творческая мысль молодых дизайнеров?
— Да, как я уже отметил, в этом году выросло не только количество участников, но и качество их работ. Что касается содержания, то самой представительной по числу коллекций была номинация современной молодежной одежды с элементами этно. Дизайнеры показали очень интересные работы, объединив тему этники с концептуальной модой, streetwear* и этнофутуризмом. Мной и организаторами фестиваля принято решение, что в дальнейшем именно это направление, интерпретирующее этнику с точки зрения современной профессиональной моды, станет для «Этномоды» основным.
— Екатерина Гаврилова со своей коллекцией «Красна девица» получила Гран-при фестиваля. Что сделало ее работу исключительной?
— Екатерина Гаврилова — представительница шахтинской школы дизайна. Эта школа — одна из ведущих в области подготовки дизайнерских и конструкторских кадров для промышленных предприятий нашей страны. Коллекция Екатерины стала лучшим примером грамотного баланса между этникой, современной модой и качеством изготовления. Дизайнер смело переработала этнический орнамент, уверенно экспериментировала с формообразованием и конструкцией, использовала микс современных материалов и показала хорошо разработанный ассортимент, включая линию сумок. Эти комплекты выполнены на высоком художественном уровне, абсолютно носибельны и имеют явный коммерческий потенциал.
— Вы возглавляете жюри не только этого, но и других модных фестивалей, проходящих на юге России. Вы также не раз говорили, что считаете лучшей школой дизайна омскую. Что вы можете сказать о южных регионах? Какие здесь тренды? Что мешает более активному развитию школы дизайна на юге страны?
— Это очень хороший вопрос. Выбор Майкопа для проведения этого крупнейшего в своем направлении фестиваля был связан не только с ярким многонациональным характером региона. Я уже не раз говорил, что в последнее время дизайнеры юга России — а это Майкоп, Шахты, Владикавказ, Нальчик, Ростов-на-Дону — стали показывать интересные современные работы. А имена модельеров Сусанны Макеровой из Майкопа и Юлии Ивановой из Сочи сейчас уже известны далеко за пределами региона, их коллекции представлены на крупнейших московских fashion-событиях, выставках и в коллаборациях с ведущими российскими модными брендами. Для дальнейшего развития южным регионам необходимо активно поддерживать профессиональные мероприятия, в рамках которых не только устраиваются показы, но и организовываются качественные обучающие программы для дизайнеров, студентов, преподавателей и специалистов местных предприятий. Лучшие примеры таких событий — это конкурс «Подиум», который организует Донской государственный технический университет, и фестиваль «Этномода», о котором мы сегодня говорим, его организует Адыгейский государственный университет. Оба события сейчас хорошо известны не только в России, но и за рубежом.
— Посещая южные города, наверняка вы обращали внимание на то, как одеты люди на улицах. Какие приоритеты демонстрируют жительницы Кубани и других южных регионов в выборе одежды? Есть ли какие-то отличия в стиле?
— Безусловно, такие отличия есть. Южанки более смелые и незакомплексованные в выборе одежды и аксессуаров. Они не боятся яркого цвета, блеска стразов, активного макияжа, креативных укладок, татуажа и тюнинга лица — кто видел эти губы, тот их уже не забудет. Ваши модницы и модники выбирают самые актуальные марки сезона. Такого скопления моделей из последних коллекций Gucci, Max Mara, Armani, Dolce & Gabbana и даже новомодного Off-White я не вижу ни в одном другом регионе нашей страны. Юг любит моду!