От стартапа до бизнес-империи

20.04 2018 12:35

Бизнес – как ребенок, он растет, требует внимания, заботы, капризничает, просит денег и новых игрушек, но при этом отдает вам свою любовь, заботится о вас, уважает. В этом уверенна эксперт по бизнес-моделированию и организационному развитию, постоянный эксперт программы «Бизнес класс» Елена Малькова. О том, как построить бизнес-империю и какие шаги предпринять на старте она рассказала в интервью журналу «Краснодар Magazine».

    стартап

Елена, как правильно выбрать свое бизнес направление?

Первый вопрос, который должен задать себе каждый предприниматель: «Что я умею?». Необходимо составить список своих навыков и тщательно их проанализировать. Особое внимание стоит уделить организаторским способностям.

На следующем шаге важно понять, что происходит в выбранном вами сегменте бизнеса. Прежде всего, прогуляйтесь по городу, посмотрите, какие открываются точки, магазины, рестораны, какие товары и услуги наиболее востребованы. Поговорите с местными органами самоуправления и узнайте, какие есть меры поддержки. После этого можно подумать, как соединить имеющиеся навыки и спрос на рынке.

На третьем этапе создайте портрет потенциального клиента. С какими жизненными задачами они сталкиваются? Как они ищут информацию о продуктах/услугах, таких, как у вас. Важно определить, в чем уникальность вашей идеи для целевой группы. Не нужно ничего выдумывать, просто смотрите на факты и изучайте реальное поведение покупателей.

Почему, на ваш взгляд, некоторые предприниматели до момента построения своей бизнес-империи занимались совершенно другим делом, а потом переключились и у них все получилось?

Резкая смена деятельности может быть связана с несколькими факторами. Во-первых, это изменение экономической ситуации, когда люди принимают решение развиваться в более востребованномм направлениии. Есть предприниматели, которые целенаправленно ищут новые темы, переключаются на разные сферы бизнеса, не будучи экспертами. Это мощный вызов, и он помогает им развиваться.

Во-вторых, предприниматель может изначально заниматься не своим делом, а потом найти призвание и понять, в чем его талант.

Есть и третья причина — ппредприниматель расширяет сферу своего влияния. Сначала он создает бизнес, управляет им, затем продает его и инвестирует средства в другое дело. У него образуется «империя» из разных компаний, он выстраивает свой пиар, как человек, сменивший сферу деятельности, поэтому аудитория начинает его воспринимать именно так.

Важно ли образование для собственного дела?

И образование, и саморазвитие имеют сильное влияние на карьеру предпринимателя. Необходимо ориентироваться не только в текущей ситуации, но и смотреть в будущее. Я считаю, что для пользы своего бизнеса не стоит тратить время на получение второго высшего образования. С практической точки, зрения оно мало поможет. Лучше развивать те компетенции, которых не хватает для эффективной работы.

Сейчас существует множество коротких и мощных программ, например, федеральный проект «Бизнес класс» от Сбербанка и Google. В основе курса — практические занятия с опытными экспертами и наставниками, которые помогают предпринимателям получить необходимые навыки для масштабирования существующего дела или создания компании с нуля.

бизнес

Где брать идеи для бизнеса?

Прежде всего, стоит посмотреть вокруг себя и определить тенденции. Какие товары и услуги наиболее востребованы? По какой причине? Какие задачи потребителей помогают закрывать эти товары/услуги? Какие запросы покупателей уже проявились, но никто на них не реагирует? Почему?

Попробуйте поиграть в конструктор нового бизнеса при помощи карандаша и блокнота. «Собрав» свой бизнес на бумаге, можно переходить к этапу реализации. Но между этими двумя стадиями не должны пройти годы. Предпринимателю нужно уметь принимать решения быстро, с учетом меняющейся реальности.

Есть интересные и успешные бизнесы, и они опираются на опыт других. Один вариант — франшиза (покупка права работать под брендом и по технологии компании). Другой пример — копирование элементов бизнес-модели (организация работы с клиентом, автоматизация и пр.) Просто предпринимателям удалось лучше воплотить идеи качества и сервиса, наладить хорошую коммуникацию с потребителями. Например, основатель пиццерии «Додо Пицца» несколько лет работал в «Макдональдсе» и изучал бизнес-процессы компании. При запуске собственного дела этот опыт ему очень пригодился.

В программе «Бизнес класс» есть много интересных бизнес-идей, например, спорт-клуб болельщиков (монетизация от продажи атрибутов и организации туров на матчи), хостел (монетизация — оплата услуг постояльцами) или курсы шитья (монетизация — занятия по развитию навыков в пошиве отдельных видов одежды).

Почему идеи, которые лежат на поверхности так долго не реализуются? Например, «Макдональдс» в России появился еще в 90-х годах. Его популярность высока и сегодня. Почему «бургерный бум» (повсеместное открытие небольших бургерных) началось лишь (примерно) пять лет назад?

Идея может быть проста и очевидна, но она может не получить своего развития. Если рассматривать «бургерный бум», то с момента открытия «Макдональдса» в России сменилось уже несколько трендов: от интереса к авторской кухне до моды на фастфуд. Последний кризис сильно подтолкнул потребителей к более дешевой и доступной еде. Теперь фудкорты собирают больше выручки, чем отдельные рестораны. Но потребитель не хочет снижать свои требования. Он желает натуральную котлету, большую порцию, красивую подачу и без очереди! Вот и ниша для «бургерного бизнеса».

Есть задумки, которые действительно опережают свое время. Если у людей еще не сформировалась потребность в новом товаре или услуге, то даже самая гениальная идея не сработает в конкретный момент времени. Вот почему предпринимателям, которые развиваются локально и на собственные средства, мы всегда рекомендуем ориентироваться на актуальные задачи потребителя. Они не могут инвестировать в перспективные разработки, им нужно, чтобы их дело заработало как можно быстрее. Например, карьера Илона Маска так и останется для многих недосягаемой высотой, зато правильно сделанный магазин подарков будет приносить хлеб уже в конце первого месяца работы.
Например, в 2000-х компании пытались экспериментировать с доставкой продуктов на дом и специальными автоматами, где можно забрать заказанный товар. И в какой-то момент эта идея тихо сошла на нет. Одна из причин — слабая вовлеченность населения в интернет-услуги. Началось строительство больших мегамоллов и гипермаркетов, которые лучше справлялись с потребностями аудитории.

Сейчас развитие интернета дало новую жизнь услугам по доставке продуктов на дом. Уже не нужно звонить в компанию по телефону, а затем целый день ждать курьера. Достаточно просто оформить заказ со смартфона, и его привезут в удобное время.

бизнес

На что особо пристально необходимо обращать внимание на этапе развития бизнеса?

Открыв свое дело, человек берет на себя роль управленца. Его приоритетной задачей становится менеджмент, а это — анализ ситуации, принятие решений, организация деятельности, контроль и мотивация. Поэтому предпринимателю важно понимать, как должен работать его бизнес: принципы монетизации, легальные механизмы, построение команды, работа с партнерами, его собственная роль и его руководящие действия.

Стоит уделить особое внимание юридическим и финансовым вопросам организации бизнеса. Необходимо понимать меру своей ответственности и зону влияния. Несмотря на то, что сейчас есть очень много онлайн-услуг, таких как личный кабинет налогоплательщика, дистанционное открытие ИП и многое другое, в реальности предприниматели часто сталкиваются с большими трудностями. Именно поэтому консультации по юридическим и финансовым вопросам так востребованы у владельцев небольших компаний.

По мере развития своего дела предприниматель будет обнаруживать в бизнесе все признаки растущего ребенка — он требует внимания, но не желает гиперопеки, он хочет терпения к ошибкам, но не дает расслабиться ни на минуту, так как важно обеспечивать его потребности в безопасности и прочее. Предпринимателю нужно познакомиться с законами развития бизнеса и коллективов, чтобы вовремя заметить запрос бизнеса на следующий виток развития и сопровождать его, руководить развитием.

Как привлекать первых клиентов?

Способы привлечения клиентов напрямую зависят от того, каким образом клиенты сталкиваются с информацией о подобных товарах/услугах. Интернет, газета, листовки, дегустации, мастер-классы — все годится в разных сочетаниях и зависит только от одного вопроса: какой канал информации работает именно на вашу аудиторию.

Здесь я также рекомендую проанализировать работу конкурентов: как они привлекают потребителей, что в их системе можно улучшить. Как учесть это в организации своей работы.

Уже на этапе тестирования продукта предприниматель может познакомиться с потенциальными клиентами и сразу для себя отметить, какие каналы коммуникации будут рабочими.

Так, в программе «Бизнес класс» есть яркий пример — клуб робототехники для детей из Владивостока. Каналы привлечения — детские журналы, социальные сети, сайт, образовательные ярмарки, мастер-классы, городские праздники для детей. Каналы коммуникации достаточно разнообразные, затрагивают как самих клиентов (детей), так и лиц, принимающих решения (родителей). У компании появляется много точек контакта с потенциальными клиентами, и это дает узнаваемость, приток клиентов, а также обеспечивает информированность клиентов о развитии компании.

Print Friendly, PDF & Email