Фестивальная жизнь Кубани: бизнес или праздник? - krasnodar-magazine.ru

Стиль жизни

Фестивальная жизнь Кубани: бизнес или праздник?

Автор:  | 


Львиная доля фестивалей на Кубани проходит под эгидой либо краевого министерства курортов, туризма и олимпийского наследия, либо краевого министерства культуры. И вроде бы их заявлено более 400, но названия вспоминаются лишь единичные.

На сайте министерства курортов в разделе «Календарь событий» — несколько сотен больших и малых, традиционных и разовых фестивалей и конкурсов. Причем интенсивность фестивальной работы такова, что практически каждую неделю где–то в крае проходит (по меньшей мере) один «праздник эмоций» (так профессионалы отрасли обобщенно называют предмет своего труда). Так, только что — с 28 марта по 1 апреля — на курорте «Роза Хутор» завершился высокогорный карнавал BoogelWoogel, последний горнолыжный в сезоне. В программе были спуск в купальниках и фестиваль красок «Холи», прыжки на лыжах и сноубордах в бассейн с водой и конкурс красоты «Мисс BoogelWoogel», горнолыжный оркестр и танцевальные баттлы и командные игры. В этом году число гостей и участников BoogelWoogel превысило 22 тыс. человек. Кстати, по данным агентства «ТурСтат», фестиваль BoogelWoogel в Красной Поляне — в первой десятке весенних фестивалей страны.

Событийный туризм — приоритетное направление деятельности санаторно–курортного и туристского комплекса Краснодарского края. Только в апреле этого года на территории Кубани пройдет свыше 20 событий, среди них наиболее заметные — международный MICE forum Sochi; Международный конкурс–фестиваль детского, юношеского и молодежного творчества «Премьера–2018» в Усть–Лабинске; яхтенная выставка Sochi Yacht Show 2018. Более того, в разных муниципалитетах проводятся «частные» фестивали, те, которые интересны жителям и которые привлекают внимание спонсоров, те, которые востребованы, а не созданы в рамках культурно–идеологической пропаганды.

Современные фестивали «работают» на популяризацию искусств, на обмен опытом в ходе творческого марафона. Каждый из них — это индивидуальный проект, со своими источниками и объемом финансирования: говорить о рамках бюджета не приходится. Но критерием успешности всегда является популярность среди зрителей и участников, вклад в развитие культуры. Какие–то проекты коммерчески успешны, по крайней мере, «выходят в ноль», но это, как правило, мероприятия, организованные «частными» создателями и не имеющие государственной поддержки.

Что нас ждет любопытного в этом году? Помимо упомянутых выше традиционных, многолетних конкурсов и фестивалей, стоит обратить внимание еще на ряд других. В конце июня в Лазаревском города Сочи стартует юбилейный XX Всероссийский фестиваль фольклорных коллективов «Кубанский казачок».

В его рамках пройдут мастер–классы и творческая встреча с Виктором Захарченко, руководителем Кубанского казачьего хора. А в августе в поселке Мезмай Апшеронского района соберутся лучшие мастера кузнечного дела Кубани и страны на краевой фестиваль «Кузнечное дело Кубани». В августе 2018 года в Краснодаре — в рамках проекта «Яблочный Спас» — состоится краевая выставка мастеров декоративно–прикладного, изобразительного, фотоискусства. Осенью наступит время краевого конкурса народных обрядов «Живая культура».

Ангелина Стипиди, организатор традиционного краснодарского фестиваля «Стереопикник»
Зачем нужны фестивали?
Фестиваль продвигает ту или иную идею, как правило, культурную или историческую (хотя не только). Фестиваль — это еще и развитие инфраструктуры. К примеру, парки, которые раньше не слишком были популярны, начинают эту популярность — благодаря каким–то массовым «тусовкам», фестивалям — возвращать. Фестиваль — это поддержка и трамплин для представителей малого бизнеса: развеселить гостей, накормить их, убрать за ними… Каждый фестиваль делает лицо того города, где он проводится, богаче, лучше, интереснее.

Может ли фестиваль приносить прибыль?
Прибыль? В нашем городе фестиваль прибыли не приносит. Точнее, приносит, но настолько крохотную, что о ней стыдно говорить. У приличных бизнесменов эти суммы прибылью не считаются — так… комплимент за счет заведения. Но если фестиваль нужен только бизнесмену — это одно. А вот если фестиваль нужен городу и бизнесмену — то это совсем другое дело. Я не представляю, чтобы где–то там власти заявили организаторам, к примеру, фестиваля Вудсток: «Вы решили обогатиться на этом фестивале, поэтому мы запрещаем его проведение!» Это просто не–воз–мож–но! Тысячи, десятки тысяч людей едут на этот музыкальный фестиваль, его уж просто невозможно
закрыть. В нашей стране все, что подразумевает наличие какой–то прибыльности у частного бизнеса, критикуется. На частного предпринимателя смотрят с прищуром — мол, кое–кто (а мы знаем кто) хочет обогатиться.
Возвращаясь к вашему вопросу — у меня не было фестиваля, где государство бы выступало в качестве соинвестора. Все фестивали — их было семнадцать или восемнадцать за семь лет, делались мной лично с помощью средств партнеров. Зарабатывать на фестивале можно и нужно. Но произносить это надо не в настоящем, а в будущем времени.

Достаточно ли, на ваш взгляд, фестивалей на Кубани?
А вы лично ходили на какой–то фестиваль, который проводится в городе?.. А–а, ходили, но как на редакционное задание, а не по собственной воле! Значит, нужен, по крайней мере, хотя бы еще один фестиваль, который бы заинтересовал лично вас. Не думаю, что на Кубани слишком много фестивалей. Можно идти двумя путями: развивать разные по тематике небольшие фестивали и фестивальчики или слить их все в пару–тройку огромных, на которые будут люди ехать со всей страны. Я делаю два фестиваля в год — мне достаточно, я еле–еле отгребаю. А достаточно ли для жителей? Наверное, нет!..

Антон Крагель, руководитель ивент–отдела Центра винного туризма Абрау–Дюрсо
Зачем нужны фестивали?
Фестивали — двигатель инноваций, которые проходят в той или иной сфере. Это возможность для публики расширить кругозор, познакомится с чем–то новым и, как правило, интересным. Возможность познакомиться с чем–то, что обычно находится совсем рядом. К примеру, многие люди не подозревали о существовании черноморских устриц. «Мидии — да, слышали, пробовали. А устрицы?!..» А устрицы выращивает морская ферма на траверзе Малого Утриша. И надо было попасть в качестве гостей на наш фестиваль «О да, еда!», чтобы узнать о существовании черноморских устриц, о подобных фермах. Собственно, главная тема нашего фестиваля (а мы считаем «О да, еда!» своим фестивалем) — черноморская кухня. Это использование продуктов, которые выращиваются или произрастают на черноморских берегах, использование рыбы и рыбопродуктов Черного моря. Использование особенностей национальных кухонь народов, для которых Черное море — свое, родное.

Может ли фестиваль приносить прибыль?
В идеале любой фестиваль должен приносить прибыль — нематериальную, по меньшей мере. Речь — о новых знаниях, новых знакомствах, о вовлечении в какой–то тренд. Ну, а лучше, чтобы — и в денежном выражении.
В наших условиях добиться коммерческого успеха фестиваля очень сложно. Но можно, что мы доказываем не первый год.

Достаточно ли, на ваш взгляд, фестивалей на Кубани?
Для Кубани ивент–событий недостаточно. Край очень интересный во многих смыслах. Хочу подчеркнуть, что Кубань — регион многонациональный, присутствуют многие конфессии. А национальных фестивалей мало, точнее — недостаточно. Это направление — уверен! — привлекло бы в край дополнительное количество туристов и отдыхающих. Кстати, «Абрау–Дюрсо» шестой год выступает инициатором и организатором фестивалей, посвященных вину. На него приезжают известнейшие сомелье и винные критики со всей страны и из–за рубежа. Подытоживая, фестивалей мало, их могло бы быть больше: есть масса направлений, где проведение фестиваля просто «просится», где можно было бы что–то любопытное, создающее общественный резонанс, сделать. Причем не надо гнаться за гигантскими мероприятиями, мне кажется важным проведение небольших фестивалей, с каким–то местным, локальным колоритом. Фестивалей масштаба отдельного муниципалитета, станицы или района…

Галина Кучинская, один из организаторов Банного фестиваля в Красной Поляне и Осеннего фестиваля в Лагонаки
Зачем нужны фестивали?
Фестивали — это не факты и места, а эмоции и события, то, что запоминается, что хочется повторить, вернуть. Если мы говорим о развитии туризма на определенной территории, то организация и проведение фестиваля, на мой взгляд, — наиболее эффективный путь к достижению поставленной цели. Исследования подтверждают, что условия размещения и питания, уровень комфорта и так далее оказываются сопутствующими факторами. А важнейшим — впечатления! Именно благодаря этому фактору фестиваль становится типичным для территории, отожествляется с ней — будь то немецкий «Октобероферст», испанский «Томатина» или мексиканский «День мертвых». В России крупнейший фестиваль — «Нашествие», который ассоциируется с русским роком.

Может ли фестиваль приносить прибыль?
Прибыльность фестиваля… Для меня этот вопрос до сих пор остается открытым. Подозреваю, что хороший фестиваль без серьезного спонсорского или учредительского участия (государственной структуры, например министерство курортов) невозможен. Государственные и муниципальные органы, которые развивают и управляют территорией, должны быть заинтересованы в создании фестивалей и поддержании уже существующих. Особенно это касается не каких–то локальных, а крупных региональных мероприятий. В общем, мое мнение: хорошо прибыльным в финансовом смысле сделать фестиваль невозможно. Мерилом успеха будет число участников фестиваля и число зрителей, насыщенность программы и отзывы в прессе… Но не деньги.

Достаточно ли, на ваш взгляд, фестивалей на Кубани?
Как можно ставить вопрос о достаточности фестивалей в крае, если практически невозможно сходу назвать фестиваль общекубанского масштаба?! Не сочинский «Кинотавр», не геленджикский Гидросалон, не фестиваль казачьей культуры в «Атамани», но фестиваль, который бы ассоциировался не с частями культуры или территории Кубани, а с нею целиком?! Такого фестиваля сейчас просто нет. Был, по крайней мере претендовал, Kubana, отношение к которому было разным и противоречивым, но в масштабах страны он был единственным нашим «народным» — да, региональным, но масштабным — фестивалем! Слава богу, каждый год на Кубани появляются какие–то небольшие локальные событийные мероприятия, фестивали. Но масштабного, характеризующего регион, — нет!

Ольга Иванова, руководитель туристско–информационного центра «Адыгея: горы удовольствия», организатор традиционного фестиваля «Адыгейский сыр»
Зачем нужны фестивали?
Событийный туризм сегодня — во главе угла. Фестиваль — очень хороший повод привлечь внимание, продвигать интерес к той или иной территории. Если к этому общему определению добавляется гастрономия, то подразумевается возможность и желание попробовать какие–то новые необычные блюда, испытать новые вкусовые ощущения.

Может ли фестиваль приносить прибыль?
Фестиваль, в первую очередь, — это некоммерческое мероприятие. В том, что фестиваль может принести его организаторам какие–то серьезные доходы, я сомневаюсь. Вводить входные билеты для большого фестиваля — это непродуктивно. Партнеры по организации фестиваля – это не инвесторы, а спонсоры. Но, с другой точки зрения, он должен быть, по меньшей мере, само окупаемым. Когда мы только начинали фестиваль «Адыгейский сыр», никакого участия государства в нем не было, а была общественная инициатива группы людей. Потом, когда фестиваль «вырос», его проведение стало на принцип государственно–частного партнерства.

Достаточно ли, на ваш взгляд, фестивалей на Кубани?
Много ли фестивалей? Фестивали могут проходить хоть каждые выходные. Больших, масштабных, с общероссийской значимостью, — достаточно четырех: по числу сезонов. Вот фестиваль «Адыгейского сыра» — он большой уже, он летний… Появился традиционный зимний праздник: в Лагонаки на собачьих упряжках. Организаторы — это заводчики, владельцы питомника: те, кто держит и разводит хаски. А я там выступаю в качестве консультанта по туристической части. Очень красивое мероприятие: снег, сани, чудо–собачки! Есть еще набирающий популярность «Фестиваль зрелых людей». Я бы не говорила, что это фестиваль для пожилых. Дело в том, что только сейчас в нашей стране впервые появляется поколение, у которого после выхода на пенсию 20–25 лет полноценной активной жизни! В этом году этот фестиваль — он уже готовится — пройдет в третий раз. В программе — и информационные игры, и гастрономический мастер–класс, и пешие походы, и психологические тренинги, и встречи с интересными людьми, и вечеринка с танцами… Разумеется, фестивалей должно быть больше, и помощь со стороны государства должна быть более активная. У Комитета по туризму и курортам или Министерства культуры все–таки достаточно внушительные бюджеты, но эффективность их использования – это тот еще вопрос

50 просмотров всего, 4 просмотров сегодня