О концепции компактного города

Город

О концепции компактного города

Автор:  | 

Задача попасть из точки А в точку Б в условиях разросшегося, скованного пробками мегаполиса зачастую становится трудноразрешимой. Подсказку стоит подсмотреть на Западе — в концепции, которую применяют градостроители Европы и Америки для оздоровления городской среды. Эту спасительную идею можно сформулировать в двух словах: компактный город.

Рукой подать
Что такое компактный город? Не стоит думать, что речь идет о размерах. Компактный в данном случае не значит маленький. В урбанистике компактность — это прежде всего высокая плотность застройки и хорошая доступность любого участка городской среды. Идеальный город с точки зрения этой концепции — такой, где можно пешком, на велосипеде или на общественном транспорте быстро добраться из дома на работу, в университет, в кино или супермаркет, не потратив на это часы ценного времени и километры нервов.

По форме своего плана компактный город близок к кругу: соотношение его периметра и площади минимально. К идее города коротких расстояний современную урбанистику подтолкнула канадско-американская писательница Джейн Джекобс своей книгой 1961 года «Смерть и жизнь больших американских городов», где она резко раскритиковала градостроительную систему, разрывающую городскую ткань. А в 1970 годах оформилось и само понятие компактного города.

Там и рвется
Чтобы лучше понять, что такое компактный город, можно пойти от противного. И посмотреть на большинство российских городов, которые в буквальном смысле выходят из себя и переливаются через край. Главная причина их некомпактности—масштабная застройка в труднодоступных районах. В черте города может годами зиять пустырь, но за городскими границами, вдали от транспортных веток и магистралей, появляются новостройки-гиганты, постоянно сдвигая эти самые границы, но не обрастая инфраструктурой и транспортом.

Вот тут-то уместно звучит фраза «Город (подставьте название) не резиновый»: нельзя бесконечно тянуть городскую ткань — рано или поздно она разорвется и перестанет быть цельной средой. При этом выползет еще один недостаток такого планирования — монофункциональность районов, их наполненность какой-то единственной функцией. Так, большинство жителей разорванного, расползающегося города живет в одной зоне, работает — в другой, расположенной на внушительном расстоянии, учится в третьей, развлекается в четвертой — и так до бесконечности. А когда все эти массы начинают одновременно перемещаться по одним и тем же маршрутам, наступает коллапс.

Внутренний рост
Хотя подобные схемы городов все еще живы во всем мире, градостроители США, Канады, Европы, Австралии и Новой Зеландии уже с конца прошлого века активно меняют ситуацию. Их главный принцип — развивать города не вширь, а внутри уже существующих границ: повышать плотность городской застройки, использовать свободные или заброшенные земли в черте города для строительства, защищать открытую сельскую местность вокруг городов, снижать давление городов на пригороды.

А в Китае, например, города хоть и разрастаются вширь, но происходит это по-другому: новые районы плотной застройки группируются в непосредственной близости от крупных транспортных линий. Российские градостроители в последние годы тоже начинают предпринимать попытки повысить компактность — а значит и комфортность городов. Принципы города коротких расстояний уже заложены в основу генеральных планов Перми, Нижнего Новгорода, Читы, Зеленограда.

Справедливости ради надо сказать, что формат компактного города имеет и обратную сторону: чем выше плотность населения, тем меньшие расстояния жителям приходится покрывать на автомобилях, но в то же время на густозаселенном участке само количество машин неизбежно возрастает. Здесь приходится искать компромиссы: вводить ограничения на парковку, перекрывать отдельные улицы, а какие-то зоны делать полностью пешеходными.

1,446 просмотров всего, 2 просмотров сегодня