Николай Расторгуев: "Кинотеатры живут за счет попкорна" - Краснодар Magazine

Бизнес

Николай Расторгуев: «Кинотеатры живут за счет попкорна»

Автор:  | 

О том, каким будет кино в новом формате 3D, и о других не менее захватывающих сюжетных линиях кинопрокатного бизнеса нашему эксперту Манвелу Манвеляну рассказал генеральный директор сети «Монитор» Николай Расторгуев.

Николай, в чем особенность кинозала IMAX 3D, который открывается в «СБС МегаМолл»? Сможем ли мы там увидеть что-то такое, чего раньше в Краснодаре не было?
Компания IMAX разработала проект специально по заказу «СБС МегаМолл», этот кинотеатр станет самым большим в Европе. Со времени своего появления формат IMAX прошел некие стадии развития — параллельно с технологией кинопоказа в целом. Сегодня и в традиционных залах доступна опция 3D, но цифровой 3D-показ IMAX несколько отличается. Во-первых, сами экраны по-другому расположены — они охватывают внушительную площадь и вытянуты вверх. А во-вторых, IMAX технологически глубже цифрует фильм — улучшает качество изображения, усиливает четкость, работает над более совершенной передачей нюансов. В результате всего этого картинка становится гораздо ярче, объемнее и реалистичнее. И 3D-эффект лучше выражен.

Как вы начинали бизнес? По сути, построить кинотеатр — дело недешевое, это ведь не ларек поставить. У вас был первоначальный капитал, или же вы как-то по-другому стартовали?
Таким капиталом в нашем случае, наверное, было доверие партнеров. На тот момент нам очень помог развлекательный центр «Семь звезд» — большое им за это спасибо. Шли навстречу и банки — «Уралсиб», «Юниаструм Банк», — и много лизинговых компаний. Мы по сей день дорожим этим доверием и не подводим тех, кто поддержал нас в самом начале.

Вы могли бы вкратце рассказать о структуре бизнеса компании «Монитор»? Как формируется ваш доход? Из чего состоят расходы?
Если говорить о кинотеатрах вообще, то цех кино представлен тремя направлениями: производителями, дистрибьюторами и кинопрокатными компаниями. Производитель — это тот, кто продюсирует, создает и выпускает фильм (сюда относятся сценаристы, режиссеры, артисты). Готовый фильм предлагается дистрибьютору на определенных условиях, и затем уже дистрибьютор вносит свою лепту в дальнейшее продвижение: делает копии, занимается рекламой, расписывает показ по площадкам. С кинопрокатчиками — то есть с нами — стоимость билета обычно оговаривается сразу, но существует некий люфт, который позволяет нам немного ее регулировать: все же нам виднее, какая цена будет оптимальной для того или иного города или кинотеатра. В структуре «Монитора» есть целая прокатная компания, и ее основной руководитель, букер, берет на себя ответственность по расписанию проектов, оговаривает с дистрибьюторами все сроки и сеансы. Показы расписываются как минимум за 3–4 месяца до выхода фильма: например, уже сейчас мы знаем, что выйдет на экраны в конце года или в будущем году. Когда готово расписание, кинотеатры его получают и начинают готовиться к премьере. Наша рекламная компания продвигает фильм на местном рынке, привлекает к этому процессу партнеров — мы вкладываем средства в рекламу, анонсируем показ.

То есть проводится двойная реклама премьеры: одна дистрибьютором, другая вами, кинопрокатчиками. А рекламные расходы вы компенсируете стоимостью билета в зависимости от конкретных вложений? Грубо говоря, билеты продаете за 200 рублей, а дистрибьютору отдаете 150?
Нет, условия всегда одни — 50/50. Существует заблуждение: мол, прокат кино — это идеальный бизнес, потому что в зале нередко полно людей, а значит, они приносят компании абсолютную прибыль. На самом деле не все так радужно: 50 % мы отдаем дистрибьютору, остальные деньги идут на покрытие наших затрат — на аренду площадей, содержание штата, погашение кредитов…

А если сравнить прибыль от продажи попкорна и колы с доходом от проката фильмов, то какое получится процентное соотношение? Я слышал, что в современных кинотеатрах — правда, не столько в России, сколько в США, — львиную долю прибыли приносит именно попкорн.
Да, это так: мы живем за счет попкорна. Услуги проката, которые мы предоставляем, обходятся нам самим очень дорого: недешевое оборудование, высокая стоимость аренды, жесткие условия кредитов плюс расходы на рекламу и оплату труда. Поэтому остается очень скромная доля, а сопутствующие продажи помогают нам держаться на плаву.

В структуре «Киномонитора» есть целая прокатная компания, и ее основной руководитель, букер, берет на себя ответственность по расписанию проектов, оговаривает с дистрибьюторами все сроки и сеансы. Показы расписываются как минимум за 3–4 месяца до выхода фильма.

То есть без этой самой воздушной кукурузы бизнес был бы вообще неприбыльным или малодоходным?
Ну, я не могу сказать, что мы вообще крутимся в каком-то сегменте большой прибыли. Но тем не менее мы развиваемся. Это долгосрочный бизнес, долгосрочные вложения, даже с учетом того, что мы приходим на готовые площадки, а не строим их с нуля.

Качество работы любой компании в сфере услуг во многом зависит от персонала. Как вы контролируете эти процессы?
У нас существуют контрольные программы, которые позволяют отслеживать работу персонала. В общем-то, придерживаемся политики кнута и пряника, но так, чтобы зритель в итоге не ощутил никаких неудобств. В первую очередь нашим гостям должно быть комфортно.

Вы используете метод тайного покупателя?
Да. Периодически. Мало того: нас часто проверяют и дистрибьюторы — у них своя система контроля. И мы им за это благодарны — ведь для нас это тоже своеобразная помощь. Мы от этого не пытаемся спрятаться и любое нарушение тщательно разбираем.

А если к вам пришел обычный гость, и ему что-то не понравилось или же появилось какое-то предложение, где он может высказаться?
У нас существует сайт — там есть открытая страничка и форум. Кроме того, в каждом зале работает администратор, у него можно попросить так называемую книгу жалоб, которую мы, впрочем, держим для двух вариантов — собственно жалоб и позитивных пожеланий. После просмотра гость может оставить в этой книге свои замечания либо благодарность, а администратор обязан подписаться под этими словами. Еще всегда есть возможность позвонить любому из наших специалистов — например, техническому директору или, скажем, мне.

Сейчас у вас действует такая схема: я могу забронировать билет в интернете, потом приезжаю в кино и все равно стою за ним в очереди в кассу. Почему до сих пор не работает система оплаты c помощью кредитной карты или web-money?
На самом деле мы работаем над этим вопросом, и уже близко то время, когда все это будет запущено. Сейчас заканчивается разработка программного продукта, налаживаются отношения с банками и промежуточными системами — мы планируем продавать билеты и через специальные автоматы. Думаю, в течение 2–3 месяцев этот вопрос решится.

Какие маркетинговые программы планируете внедрять в ближайшее время для постоянных посетителей?
Во-первых, у нас уже разработаны и действуют карты для поощрения частых визитов — студенческая, семейная, карта активного зрителя. Все они дают возможность бронирования на сайте, — а позже, как я говорил, добавится и возможность электронной покупки билета. Существует и система накопительных баллов, которые засчитываются в любом нашем баре либо обмениваются на бесплатный поход в кино. Мы активно работаем с владельцами карт: регулярно сбрасываем им информацию, приглашаем на мероприятия. Для именинников тоже предусмотрены специальные программы. А еще мы продаем подарочные карты, которыми также можно расплачиваться и в кинотеатре, и в ресторане.

Я знаю, что вы любите отдыхать в горах. Что можете порекомендовать в этом плане краснодарцам?
Конечно же, нужно поддержать Олимпиаду в Сочи — ездить в Красную Поляну! (Смеется.) Ну а вообще — кому что нравится. У нас замечательный край, причем во все времена года. Меня вот в последнее время радует отдых на природе: когда много работаешь с людьми, очень хочется иногда уединиться. Но и возможность побывать за границей я не упускаю.

Николай, я уже больше часа задаю вам вопросы. Может быть, вы у меня тоже что-то хотите спросить?
Я бы хотел сказать, что мне очень приятно внимание вашего журнала к такому немаловажному аспекту жизни, как кино. А кино на самом деле значит для людей много: наши краснодарские кинотеатры посещает до 200 тысяч человек в месяц, несмотря на то что сейчас многие привыкли смотреть фильмы дома — на компьютере. Радует, что люди все равно выходят в свет, общаются друг с другом. И только зритель дает киноискусству возможность развиваться, голосует покупкой билета — быть кинотеатру или не быть. В какой бы сфере человек ни работал, если он хоть раз смотрел фильм на большом экране, значит, он тоже стал участником этого процесса. Так сказать, четвертой составляющей цеха кино.

Беседовал: Манвел Манвелян.
Журнал «Краснодар Magazine». Май, 2011.

3,142 просмотров всего, 4 просмотров сегодня