Велосипедное движение: международный опыт - Краснодар Magazine

Спорт

Велосипедное движение: международный опыт

Автор:  | 


Многие российские города сейчас обсуждают тему организации велосипедного движения и интеграцию его в единую транспортную систему города. А между тем велосипедная культура в мире насчитывает уже 150 лет, накоплен колоссальный опыт, изучение которого позволит найти оптимальные решения.

Текст: Валентина Симионел

Городская жизнь претерпевает существенные изменения — велосипедное движение в городах переходит из модного явления в категорию мейнстрим. И не любой российский город готов к серьезным инфраструктурным преобразованиям. Если бы с каждым годом велосипедистов не становилось больше и они оставались бы группой энтузиастов, возможно, можно было бы обойтись какими-то незначительными превентивными мерами. Однако количество сторонников велодвижения в городах существенно растет.

159375686

Фото: Shutterstock

Они прибавляются за счет тех, кто ментально принял велосипед как средство передвижения, за счет тех, кто научился ездить и присоединился к группе велолюбителей, за счет тех, кто озабочен здоровьем и экологией, за счет тех, кто не хочет стоять в пробках, за счет тех, кто уже перешел в старший класс и предпочитает уединение и свободу, а не езду с родителями на их автомобиле, да и в целом за счет того, что это элементарно модно и современная молодежь уже не мыслит себя без яркого и навороченного велика. Поэтому от городских управленцев ожидают существенные меры и вполне реализуемые велоконцепции.

В крупных городах на «велосипедной теме» проходят круглые столы, где встречаются урбанисты, эксперты и представители власти. И власть порой даже весьма дружелюбно настроена, ведь им на самом деле хочется идти навстречу прогрессу, но решать эти вопросы им хотелось бы максимально дешево. Ведь проблема эта неожиданно обрушилась на их головы, и мало кто из них осмелится на внедрение дорогостоящих и новаторских решений у себя в городе. Но если смотреть в будущее, то только в таких решениях и есть смысл. И заключаются они не только в удобстве и наличии пространства для езды велосипедистов, но несут с собой изменения культурной и даже в каком-то смысле политической парадигмы. Ведь даже в Санкт-Петрбурге серьезные авторы разных велоконцепций, обсуждая вопрос о развитии велоинфраструктуры в своем городе, сошлись во мнении, что для того, чтобы кардинально сдвинуть вопрос с мертвой точки, нужно обращаться к президенту. А то! Ведь этот вопрос косвенно связан со многими другими и самостоятельность может быть чреватой.

С одной стороны, вопрос очень дорогостоящий, если делать так, чтоб классные и высокотехнологичные велодорожки сохранились на несколько десятилетий и встроились не только в городскую транспортную систему, но и в визуальный образ города. А с другой — велосипед — транспорт индивидуалистов, его предпочитают люди более свободолюбивые. А это качество, как известно, сегодня тоже на повестке дня. Но так или иначе, эволюционно или революционно, на местах или на федеральном уровне — этот вопрос решать придется. И в этом случае есть смысл обратить внимание на оригинальные решения, реализуемые в скором времени за рубежом.

145219357

Фото: Shutterstock

Например, стоит обратить внимание на новый проект, который предлагает британский архитектор Норман Фостер и его команда: они разработали инновационный проект для Лондона под названием SkyCycle («Небесный велосипед»). Суть разработки заключается в установке подвесных велосипедных дорожек крытого типа, так называемых тоннелей-эстакад, имеющих современный дизайн и предназначенных только для велосипедистов. Первоначально предполагается соединить подвесными велопутями маршруты между вокзалами за небольшую плату в 1 фунт стерлингов. Планируется также построить открытые веломагистрали, соединяющие разные районы Лондона, по которым можно быстро, безопасно и без пробок попасть в любые места, жилые и торговые зоны. Стоимость «небесных дорог» по лондонским меркам относительно невелика, и власти и эксперты Лондона благожелательно относятся к проекту, который может послужить примером и для других стран.

Или свежий пример Объединенных Арабских Эмиратов: они затеяли крупномасштабный план реконструкции всей транспортной инфраструктуры, предполагающей строительство сотен километров велодорожек, стоянок, пунктов проката и сервис-центров. Власти поделили крупные города на районы, в каждом из которых будет создаваться велосипедная инфраструктура. Затем такие анклавы будут соединяться друг с другом и выходить на крупные узлы общественного транспорта. И уже через 10 лет они прогнозируют, что почти все население сможет свободно перемещаться на велосипедах.

К 2030 году власти будут иметь уже до 850 км велосипедных дорог и все необходимые сервис-услуги. На высшем уровне принято решение поощрять стремление жителей к здоровому образу жизни, и власть готова инвестировать миллионы долларов в создание совершенно новой и современной велосипедной инфраструктуры. Свое решение онио объясняют заботой об экологии, которая по их мнению очень важна для курортного места. А в Новосибирске, например, пригласили ведущих западных специалистов для консультаций с целью обсудить, как сделать 50 % поездок по городу велосипедными и что для этого нужно. В Краснодаре, в отличие от других крупных городов нашей страны, есть уникальная возможность ездить на велосипеде едва ли не круглый год — погода позволяет.

Регулярно устраиваемые тематические велопробеги привлекают с каждым разом все больше внимания и становятся одной из визитных карточек нашего города. Город уже полон велосипедистов. Катаются все: молодежь с друзьями, представители деловой элиты с коллегами или членами семьи, кто-то ездит на работу на велосипеде, да и в целом пересел с общественного транспорта на велосипед. В общем, в выходные дни городские парки, набережную и центральные улицы наводняют велосипедисты. Что касается инфраструктуры, то она постепенно расширяется, заметными стали пока велопарковки и кое-где появились разметки, но говорить о крупномасштабных изменения еще преждевременно. Работает тот же принцип: постепенность, поэтапность и осторожность.

Ждет ли нас в ближайшем будущем развитая велосипедная инфраструктура — вопрос остается открытым. И ключевой проблемой является готовность властей тратить существенные деньги на его решение. Ведь, как показала практика, когда хотим, тогда у нас все получается, и яркий пример тому — олимпийская инфраструктура. Современному племени молодых людей очень хотелось бы, чтобы все решилось как можно круче и технологичнее. Да и без велосипедной культуры, ставшей уже вполне самодостаточным явлением, представить себе современное
общество уже невозможно.

 

756 просмотров всего, 2 просмотров сегодня