Новороссийск: порт особого назначения - Краснодар Magazine

Бизнес

Новороссийск: порт особого назначения

Автор:  | 


Новороссийск по праву считается одним из промышленных лидеров региона. Мощное производство и оживленный грузооборот не мешают городу-герою оставаться самобытным и многогранным.

Начать знакомство с Новороссийском стоит с прогулки по старому одноэтажному центру. Прохожих тут радует обилие кафе и магазинчиков — в городе легко найти уютное местечко на свой вкус. Летом улицы густой пеленой окутывает пение цикад, а зимой не утихает знаменитый новороссийский норд-ост.

Тут и там виднеются величественные мемориальные таблички. Вообще, Новороссийск изобилует памятниками, посвященными событиям Великой Отечественной. Просторная набережная и оживленный порт обеспечивают городу настоящий приморский облик. В скором времени здесь разместятся базы Черноморского флота России, да и гостей из-за океана в гавани год от года становится только больше.

А вот городские власти всерьез озабочены внутренними проблемами. История историей, но текущий ремонт никто не отменял. На инвестиционном форуме в Сочи в этом году Новороссийск представил проекты по реконструкции городских кварталов, подготовке новой малоэтажной застройки. Освежить планируют и центральную улицу — набережную Адмирала Серебрякова.

Дорогостоящим станет строительство центра международной торговли, на него планируется потратить 3,7 миллиарда рублей. В здании в виде корабля разместятся не только магазины, рестораны и офисы, но и выставочные площадки, а также амфитеатр на 5000 мест. Потребительский сектор Новороссийска соответствует уровню прославивших город промышленных корпораций.

Растет величина торговых площадей, возникают все новые точки продаж товаров категории люкс, такие как салон часов «Эпоха» или мультибрендовый бутик Prospect. Велика конкуренция и в сфере ресторанного бизнеса. В борьбе за состоятельных клиентов владельцы заведений предлагают высокий уровень сервиса, первоклассную кухню и оригинальные интерьеры.

Южные ворота. Есть две основные причины, по которым именно Новороссийск стал ключевым портом Черноморского побережья России. Первая — рельеф дна Цемесской бухты. Глубина у пристаней достигает 24 метров, поэтому порт может принимать крупные суда: танкеры и сухогрузы водоизмещением до 250 000 тонн. Новороссийск — единственный универсальный глубоководный порт в регионе.

С середины XIX века здесь грузили одно из главных богатств Российской империи — зерно, а затем нефть после открытия кавказских месторождений. Нефтеналивную гавань основало французское общество «Русский стандарт» — предприниматели из Европы взяли под контроль нефтяной бизнес в России на заре формирования отрасли. Вторая причина роста новороссийского порта — бурное развитие промышленности стройматериалов, или попросту производство цемента.

Помимо нефти, здесь отправляют и принимают пищевые грузы, лес, сталь, уголь, стройматериалы. Морской путь для поставщиков подчас становится наименее затратным, а иногда и единственно возможным. Именно так на Кубань попадают, например, австралийские молочные коровы.

Новороссийск — один из важнейших транспортных узлов юга России. У порта сходятся железные дороги и автомагистрали, связывающие его с промышленными центрами России, Закавказья, Средней Азии. Выход к рынкам этих регионов и привлекает грузовладельцев к сотрудничеству с новороссийским портом. Более того, разработка новых подъездных путей к Новороссийску позволит ему играть ключевую роль в развитии транспортного коридора Китай–Европа.

Основной объем работ с грузами в порту контролирует группа компаний «Новороссийский морской торговый порт» («НМТП»). Среди владельцев НМТП — «Транснефть» и группа «Сумма», которым принадлежит 50,1 % акций предприятия, а также «Росимущество» с 20 % и РЖД с 5,3 %. По величине грузооборота Новороссийск третий в Европе и первый в России. Морское пароходство (ОАО «Новошип») — крупнейшая российская судоходная компания на Черном море, входит в группу «Совкомфлот».

Только бизнес. В Цемесской бухте навигация продолжается круглый год. Одной из важнейших задач новороссийского порта остается поддержка экспорта нефти и нефтепродуктов из России и СНГ. Сырье транспортирует и наливает в танкеры ОАО «Черномортранснефть», дочерняя компания «Транснефти».

Нефтяной терминал «Шесхарис», расположенный на одноименном мысе,— в числе крупнейших российских нефтебаз. Принятая группой «НМТП» концепция развития до 2018 года предполагает строительство новых терминалов и совершенствование имеющихся, а также комплексную реконструкцию всего нефтерайона.
Как известно, большие деньги лежат прямо под ногами, и новороссийский опыт — прямое тому подтверждение.

Добыча мергеля — горной породы, высококачественного цементного сырья — в окрестностях Новороссийска началась в XIX веке, сегодня здесь работает пять заводов. Верхнебаканский и «Атакайцемент» принадлежат группе компаний «Интеко». Еще три объединяет «Новоросцемент» — основной поставщик в Краснодарском крае, на него приходится 8 % всей продукции отрасли в стране.

Город-герой Новороссийск, пейзаж с чайками

Фото: фотобанк «Лори»

Разработка обширных месторождений мергеля сделала вырабатываемый из него портландцемент визитной карточкой города. Акции «Новоросцемента» принадлежат «ОЭМК-инвест», предприятие контролирует Лев Кветной.

Не исключено, что к базовым отраслям новороссийской промышленности присоединится еще одна — автомобилестроение. В 20 км от центра города планируется разместить сборочные цеха, сопутствующие СТО и мастерские, а также испытательный полигон и гостевой многоуровневый паркинг. Проект технопарка был оценен в
2 миллиарда рублей и представлен на прошедшем сочинском форуме.

Вина и зрелищ. Под Новороссийском, в поселках Абрау-Дюрсо и Мысхако, расположены старейшие российские винодельческие хозяйства. В конце XIX века здесь прижились элитные европейские сорта и начали работать опытные отечественные и зарубежные специа­листы. Награды на международных выставках и всенародное признание доставались местным виноделам и в дореволюционную, и в советскую эпохи.

Сегодня производители идут в ногу со временем — разрабатывают для гостей экскурсионные программы, предоставляют площадки для корпоративных мероприятий, проводят мастер-классы. Дегустационный комплекс в Мысхако включает несколько тематических залов, туристам предлагают ознакомиться с историей предприятия, производимой продукцией, а также индивидуальные экскурсии по заводу и услуги ресторана. Почувствовать себя профессиональным сомелье — удовольствие модное и вместе с тем довольно доступное.

«Абрау-Дюрсо» пошел еще дальше. Теперь это полноценный центр винного туризма: здесь открылись новые отели, рестораны и спа-комплекс, предоставляются разнообразные event-услуги. Сюда приезжают полюбоваться крупнейшим на Кубани пресноводным озером Абрау, насладиться лесной тишиной и прохладой. Среди туристов популярны прогулки по старинным горным тоннелям, сопровождаемые краткой исторической справкой и замечаниями экскурсовода о наиболее занятных тонкостях производства.

Поселки Мысхако и Абрау-Дюрсо активно посещают государственные деятели и делегации от крупнейших российских компаний. На базе предприятий проводятся выездные семинары, оборудованные залы можно арендовать для корпоративной или частной вечеринки. На берегах озера Абрау строится элитный коттеджный поселок Abrau Deluxe Club — уголок средиземноморской роскоши.

новорос2

Фото: фотобанк «Лори»

Планы на пригород. Промышленные ориентиры Новороссийска очевидны, поэтому турис­тическая отрасль развивается преимущественно за пределами города. Курортные пригороды известны уютными галечными и песчаными пляжами, базами отдыха и живописными виноградниками. Село Широкая Балка имеет статус городской рекреационной зоны и расположено всего в 15 километрах от центра.

Южная Озереевка привлекает чистейшей морской водой и тенистыми лесами. В планах администрации Новороссийска создание рекреационного кластера «Абрау–Утриш», простирающегося вплоть до границ Анапского района. От предприятий-участников потребуется возведение гостинично-ресторанных комплексов, лодочных станций, оборудование прибрежной полосы.

Господдержкой станет укрепление берега, снабжение территории новыми линиями электропередачи и другими коммуникациями. Реализация проекта стоимостью  миллиардов рублей обещает вывести местный отдых на новый уровень и окончательно «приручить» дикие пляжи вблизи Утришского заказника.

ЦИФРЫ.
Год основания — 1838
Площадь — 81 км2
Население — 251 013 человек

РАССТОЯНИЯ.
Москва — 1485 км
Санкт-Петербург — 2193 км
Краснодар — 149 км
Анапа — 52 км

Автор: Анна Лазник. 
Журнал «Краснодар Magazine». Ноябрь-Декабрь, 2013.

108 просмотров всего, 4 просмотров сегодня