Действовать нельзя ждать: тренды на рынке готового бизнеса

Бизнес

Действовать нельзя ждать: тренды на рынке готового бизнеса

Автор:  | 

По итогам III квартала 2020 года аналитики Авито фиксируют рост интереса пользователей к покупке готового бизнеса. Управляющий директор Авито Товары Алексей Куракин совместно с другими экспертами рассказал о том, какие изменения за последние несколько месяцев произошли на рынке готового бизнеса в России в целом и, в частности, Краснодарском крае и на что обратить внимание тем, кто задумывается о приобретении своего дела.

Растет спрос и предложение: итоги III квартала для рынка готового бизнеса в России

Возобновление работы большинства предприятий и введение мягких ограничений, а не повторного локдауна осенью, оказали положительное влияние на рынок готового бизнеса в России: по данным Авито, в III квартале 2020 года интерес к покупке действующих компаний вырос на 16% по сравнению со II кварталом 2020 года. Растет и количество объявлений о продаже готового бизнеса: в период с июля по сентябрь текущего года объем предложения вырос на 8% по сравнению с предыдущим кварталом. Увеличение интереса пользователей к покупке и продаже компаний позволяют говорить о том, что рынок готового бизнеса прошел яму карантина и вошел в фазу восстановления, рассказал Алексей Куракин.

С этим согласен Максим Новицкий, основатель компании “Альтера-Инвест”:

«Наиболее сильное падение мы отмечали в мае — количество запросов на покупку готового бизнеса у нас упало примерно на 70%, в это же время мы ударились о дно, после чего произошел отскок и спрос начал расти. Люди стали меньше бояться, многие из них готовы действовать. Сейчас мы восстановились, но я думаю, что 30-35% от привычного уровня спроса мы пока недосчитываемся. В то же время изменился клиент: на рынок приходят те, кто понимает, что именно сейчас нужно покупать. Сейчас можно приобрести бизнес чуть дешевле и войти в рынок пока он еще слабый, есть время, чтобы подготовиться, понять бизнес-процессы».

В III квартале 2020 года активнее всего на продажу выставляли предприятия агропромышленного комплекса, при этом за прошедший квартал интерес к этой отрасли несколько снизился. Наибольший интерес к покупке готового бизнеса у россиян вызвали предприятия в сфере развлечений и общественного питания, по сравнению со II кварталом спрос в данных категориях увеличился на 29 и 21% соответственно. Средняя цена на готовый бизнес не изменилась и осталась на уровне предыдущих отчетных периодов. Точку общественного питания на Авито в среднем можно приобрести за 800 000 руб., бизнес в сфере услуг обойдется покупателю в 480 000 руб. Самыми дорогостоящими оказались сельскохозяйственные предприятия, средняя цена которых составила 2 000 000 руб. Средняя цена интернет-магазина снизилась на 15% в сравнении с предыдущим кварталом и составила 55 000 руб.

Южные регионы не отстают

В соответствии с общероссийскими трендами, спрос на покупку готового бизнеса в Краснодаре вырос – по итогам III квартала жители южного региона на 15% чаще, чем в прошлом квартале, интересовались покупкой предприятий. Число предложений о покупке готового бизнеса выросло на 17%, чаще всего продают компании в сфере услуг и торговли. По сравнению с III кварталом 2019 года, количество объявлений о продаже действующих предприятий выросло на 5%.

В этом году из-за связанных с пандемией ограничений туристический сезон на Кубани оказался на два месяца короче, чем обычно. По данным Минкурортов, за три летних месяца 2020 года Краснодарский край принял на 40% меньше туристов, чем годом ранее. Вместе с тем, в ведомстве отмечают, что во время бархатного сезона сохраняется высокая загрузка в четырех- и пятизвездочных отелях, объектах, работающих по системе «все включено», с развитой инфраструктурой и благоустроенными территориями.

«Пандемия всколыхнула волну продаж: в южных регионах желающих приобрести небольшие объекты гостиничного бизнеса резко стало больше. Тот ажиотаж, который сложился на рынке на сегодняшний день, образовался из-за невозможности многих граждан осуществить свой выезд за рубеж. В этом году повезло с точки зрения погоды: температурный режим позволяет южным курортам до сих пор принимать у себя гостей. Также немаловажную роль сыграл факт продления сезона на государственном уровне», – рассказывает Эдуард Демидов, глава комиссии отельеров общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» в Санкт-Петербурге.

Объявления о продаже бизнеса в сфере услуг, торговли и общепита формируют 70% предложения на Авито. В период самоизоляции эти сферы оказались наиболее уязвимы, а по итогам II квартала аналитики отмечали снижение потребительского интереса в указанных категориях. Однако уже в III квартале спрос начал восстанавливаться. В Краснодаре за прошедший квартал интерес к покупке торговых предприятий вырос на 33%, предприятий общественного питания — на 31%. При этом сильнее всего краснодарцев привлек бизнес в сфере развлечений — спрос в данном сегменте вырос на 57%.

«Мы заметили интерес покупателей из других регионов к приобретению бизнеса в Краснодарском крае. Во-первых, в этом сезоне туда перетекли деньги и спрос: несмотря на закрытые границы люди все равно хотели отдыхать. Во-вторых, не все готовы строить бизнес, например, в Москве. Многим людям Краснодар более понятен с точки зрения атмосферы и ритма жизни, более комфортен в плане климата. Если у человека уже есть экспертиза в какой-либо из сфер, то южные регионы могут стать вполне подходящим местом, для того чтобы реализовать свой потенциал», – комментирует эксперт по продаже готовых бизнесов Андрей Зенин.

Вместе с тем, эксперты отмечают, что с окончанием пандемии и открытием границ интерес к отдыху в южных регионах начнет возвращаться на докризисный уровень, хотя некоторая его часть все же прирастет по сравнению с “доковидными” временами. Эдуард Демидов считает, что даже с учетом роста курса иностранных валют повышенного интереса россиян к отдыху в Краснодарском крае, аналогичного этому году, в регионе уже не будет. В текущем сезоне обострились проблемы южных курортов, связанные с дефицитом квалифицированных кадров и объектов размещения, сравнимых по уровню сервиса с зарубежными. Эксперт уверен, что для поддержания высокого спроса южным регионам необходимо сосредоточиться на повышении качества предоставляемых услуг и оптимизации ценовой политики.

Какой бизнес в цене?

Средняя цена готового бизнеса в Краснодаре в III квартале 2020 года снизилась на 11% по сравнению с предыдущим кварталом и на 5% по сравнению с предыдущим годом.

«Постепенное снижение стоимости готового бизнеса отмечается на протяжении последних нескольких лет: примерно с 2017 года цена бизнеса понемногу падает. Я бы не сказал, что это глобальный тренд, который влияет на рынок, скорее это обусловлено уровнем развития экономики нашей страны. Если смотреть на цифры, то есть сферы, где предприниматели готовы снижать стоимость, а есть бизнесы, которые с начала года наоборот выросли в цене, причем довольно существенно», – поясняет Максим Новицкий.

Дороже всего в Краснодаре продают действующие производственные предприятия — в III квартале 2020 года их средняя цена составила 1 100 000 руб., кварталом ранее предприятия в категории стоили в среднем 1 500 000 руб. Готовый бизнес в сфере общественного питания обойдется примерно в 800 000 руб., это на 15% дороже, чем во II квартале. Средняя цена предприятий из сферы услуг по итогам отчетного периода составила 400 000 руб., в сравнении со II кварталом средняя цена не изменилась, а вот по итогам года выросла на 33%.

С приходом пандемии активность на рынке готового бизнеса снизилась, однако он не впал в стагнацию: сделки совершались даже в период самоизоляции, а с его окончанием их количество пошло в рост. Во время коронакризиса на рынке появились выгодные с точки зрения цены предложения, что создало для владельцев бизнеса новые возможности для его расширения.

«За время пандемии я увидел следующую тенденцию: стало освобождаться много площадей, которые раньше были недоступны. Это топовые локации в каждом городе, которые раньше заполучить было практически невозможно. По итогам первой волны многие площади остались свободны и цены на их аренду сильно упали. Предприниматели, которые поняли, что им выгоднее сейчас забрать эти площади, получили возможность усилить свою экспансию», – рассказывает эксперт по продаже готовых бизнесов Андрей Зенин.

Эксперты сходятся во мнении, что нельзя выделить наиболее или наименее удачные сферы для покупки готового бизнеса: все зависит от конкретного объекта, целей и ориентиров покупателя, его готовности брать на себя риски и вкладывать средства, время и силы в развитие бизнеса.

«Я считаю, что мы напрямую привязаны к карантинным мерам, то есть спрос и рынок в целом будут восстанавливаться по мере того, как будут ослабляться карантинные меры. Чем больше будет вводиться ограничений, тем больше люди будут бояться инвестировать и тем хуже себя будет чувствовать бизнес. И наоборот — чем меньше этого будет, тем быстрее люди будут приходить в себя и психологически, и экономически», – отмечает Максим Новицкий.

15,080 просмотров всего, 2 просмотров сегодня