Виктория Ручка: «В бизнесе должны быть профессионалы»

Бизнес-леди

Виктория Ручка: «В бизнесе должны быть профессионалы»

Автор:  | 


Очень часто мы слышим, что женщины — слабые руководители, которые не могут грамотно выстроить бизнес-процессы. Героиня нашего материала опровергает это утверждение. Владелица типографии и участница премии «Молодые миллионеры Краснодара — 2020» Виктория Ручка рассказала, каково это — заниматься мужским бизнесом, как сделать работу местом, где приятно находиться, и на что обращать внимание при создании своего дела.

— Виктория, бизнес для вас дело семейное: ваши родители создали типографию, а со временем к ним присоединились вы. Скажите, а в найме вы себя когда-нибудь видели?

— Я погружалась в этот вопрос. По моим ощущениям, в найме работать легче — меньше ответственности. Но каждый раз, когда я представляла себя под руководством кого бы то ни было, встречала сильное внутреннее сопротивление.

Встретить компанию, где можно максимально проявить инициативу, сложно: какие-то решения в любом случае будет «рубить» руководитель. Это нормально, у него свое видение. Организаций, где есть свобода действий, очень мало. Но даже у них есть свои регламенты, которым надо следовать. Поэтому ты всегда чем-то ограничен. А для меня очень важна свобода. Поэтому я бы в любом случае занималась бизнесом, даже если бы мои родители не имели к нему отношения.

— Вы никогда ни на кого не работали?

— Я работала на родителей. Когда пришла в типографию в возрасте 18 лет, меня приняли на тех же условиях, что и остальных: я точно так же целый день была на производстве, получала зарплату, выполняла обязанности, подстраивалась под текущие условия. Но в 2018 году поняла, что больше так не могу.

На этот период как раз пришлось мое увлечение коучингом. После обучения я поняла, что мне проще работать самой на себя, и приняла решение уйти из семейного бизнеса — оставить все, что заработала, сдать квартиру, продать машину и переехать в Москву. Но как раз в это время мама решила разделить компанию и отдать мне половину, чтобы я могла делать любимое дело и управлять им так, как мне хочется. Именно с этого момента началась моя индивидуальная бизнес-­карьера.

Сейчас мама занимается упаковкой и печатью больших тиражей продукции. Я изготавливаю рекламную, а также сложную и эксклюзивную полиграфию, в том числе креативную упаковку. В Краснодаре меня знают как человека, способного решить сложную полиграфическую задачу. Это стало причиной того, что моя типография стала называться RUCHKA.

— Вы делите бизнес на мужской и женский?

— Я не делю — общество делит. Полиграфия считается мужским бизнесом: технологичное производство, применяется тяжелое оборудование. Женщин же привыкли видеть в индустрии красоты, цветочном бизнесе или создании украшений. Если брать процентное соотношение, в общем числе руководителей типографий женщин около 20 %.

Мое мнение таково: бизнес не мужской и не женский. Это сфера, где ты проявляешь себя как профессионал. И пола здесь быть не должно. Должны быть профессионалы.

— А в своей работе вы сталкивались с предубеждениями?

— Среди заказчиков таких случаев не было. Все мои клиенты целевые, они знают, почему идут ко мне. Предубеждения были в среде коллег.

Несколько лет назад я выступала на полиграфическом форуме, где среди слушателей было много мужчин-­руководителей, проработавших в этом бизнесе много лет. В качестве обратной связи я часто слышала, что слишком молода и беру ношу не по силам. Но спустя время и пару выступлений все больше людей стало меня поддерживать. Появились свои фанаты.

— Слова осуждения не подрывали вашу уверенность в себе?

— Года три назад это сильно било по самооценке. Я внутри была раздражена, хотела всем все доказать. Это двигало меня вперед, несмотря на то что подобного рода эмоции не лучший мотиватор. Когда человек доказывает и идет в противовес, тратится много энергии. Именно тратится — не инвестируется, а энергию нужно инвестировать.

Сейчас я уже все сказала и доказала. Себе в том числе. Другое отношение к ситуации помогает мне идти к истинным целям, которые не общество мне диктует, а я сама хочу достичь. Главное, что я осознала, — при тратах обратно ничего не возвращается, а при инвестировании затраты возвращаются с плюсом. Этот принцип я преследую, когда обучаю своих сотрудников.

— В обучении сотрудников вы используете приемы коучинга, которым обучились?

— Я изучала персональный и командный коучинг. Свои знания я использую в организации работы в компании: тестирую гипотезы и инструменты, смотрю, что работает, а что — нет. Также в этом году я запустила аудит и коучинг типографий в Москве. Реализуюсь в этом направлении в столице. Я регулярно выступаю на форумах, пишу книгу по полиграфическим технологиям для заказчиков и дизайнеров, являюсь автором статей для профессиональных изданий.

— Вы занимаетесь созданием собственной полиграфии. Расскажите, что вы выпускаете.

— Я создаю ежедневники. Изначально это была сувенирная продукция от типографии клиентам. Но, когда люди увидели фотографию продукции в социальной сети, стали спрашивать, можно ли купить. После этого я выпустила вторую линейку брендированных ежедневников, которую более углубленно проработала с дизайнером. Это не единственный продукт, который я готовлю на продажу, — продуктовая матрица насчитывает более 30 позиций. Для реализации этого направления нужны время и инвестиции. Но это только одна из сфер, которой я хочу заниматься.

Также интересуюсь швейным бизнесом. Одна из причин — я сталкиваюсь с проблемой выбора, когда хожу по магазинам: понимаю, что среди общей массы одежды нет вещей, которые хотела бы надеть. Причем то, что я представляю в голове, нравится и другим людям: однажды у меня хотели купить мое пальто, которое я сшила по собственным эскизам. Я хочу выпускать одежду под собственным брендом, но займусь этим после того, как запущу в продажу полиграфическую продукцию.

— Что должна уметь девушка, которая хочет уйти из найма и начать собственное дело?

— Первое: нужно отключить женские эмоции и фантазии и включить логическое и критическое мышление. Второе: прежде чем уходить в свой бизнес, нужно сначала попробовать перепродавать продукцию, которую хочется выпускать. В бизнесе сейчас производство не самое главное. Главное — уметь продавать свои товары или услуги. Развив навык продаж и создав объем, достаточный для загрузки собственного производства, можно идти за дополнительными инвестициями на закупку оборудования.

Сейчас у меня часто спрашивают, буду ли я расширять производство. Но я этого делать не хочу. Расширение — это наем и обучение персонала, принятие ответственности за сотрудников, увеличение рисков, связанных с поломкой оборудования, аренда помещения и множество других факторов. Со стороны кажется, что большое производство — это круто. На самом деле сейчас выгоднее заниматься перепродажей и размещением своего продукта на сторонних производствах, где механизм работы отлажен.

Свою типографию вижу как экспериментальную площадку, на которой я буду запускать продукты, и, когда перестану справляться с объемами, планирую размещаться у партнеров, которые готовы пускать меня к себе. Сейчас вообще время для создания партнерских отношений.

Резюмируя, могу сказать, что продажи — это самое главное. Причем на начальном этапе их можно совмещать с занятостью в офисе.

— То есть, если человек «не заточен» на продажи, ему не стоит открывать свое дело?

— Да, ему в бизнесе делать нечего. Если человек не умеет продавать, но чувствует в себе потенциал, пусть учится. Продажи — это основа.

— Какие ошибки еще не стоит совершать?

— Не стоит брать в долю друзей, родственников и знакомых, даже если друг с яслей или партнер надежный и проверенный. Если же это правило нарушено, особое внимание нужно уделить договоренностям. Это не значит, что с незнакомыми людьми договоры заключать не нужно, — нужно со всеми. И со знакомыми в том числе. Нужно понимать, кто за какую область отвечает и какие решения может принимать. Это убережет от взаимных претензий в дальнейшем. Раздел бизнеса хуже дележки наследства, это я знаю и на опыте родителей, и на опыте знакомых. Нужно юридически себя защитить от всего, что может произойти. Потому что, когда дело касается денег, люди меняют стратегию поведения.

Нужно учиться продавать. Я уже говорила, что без продаж не будет бизнеса.

Также следует изучить дело, которым человек планирует заниматься, изнутри. Как-то я планировала открыть пекарню. И для того, чтобы понимать устройство этого бизнеса, я пошла учиться печь и планировала работать пекарем.

Не стоит упираться в одну точку, гибкость сейчас один из классных скиллов. Будучи гибким, можно изменять себя и бизнес в соответствии с рынком.

И последнее: нужно проанализировать рынок, на который человек планирует выходить, и понять, ресурсный ли он. Иногда ниша свободна, потому что в ней нет потребителя.

Остальное — ошибки, которые нужно уметь проживать и проводить саморефлексию. При возникновении сложных ситуаций необходимо задавать вопросы: что было сделано не так и что можно было сделать по-другому? Так прокачивается видение ситуации, человек начинает видеть не проблему, а пространство вариантов для ее решения.

13,871 просмотров всего, 1 просмотров сегодня