Нужно запретить договор цессии непосредственно сразу после ДТП

Личное мнение

Нужно запретить договор цессии непосредственно сразу после ДТП

Автор:  | 

Игорь Моржаретто, эксперт в сфере автострахования, член рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов»
 
Мошенничество в страховом бизнесе существует во всем мире на протяжении долгих лет. Наша страна не исключение. В том числе, многие мошенники пытались и продолжают пытаться нажиться на ОСАГО. Кто-то продает поддельные полисы, а кто-то подстраивает аварии ради получения выгоды. У недобросовестных граждан, специализирующихся на сфере обязательной автогражданки есть множество схем, включая договор цессии. Пожалуй, махинации с последним сегодня являются самой острой проблемой на рынке обязательной автогражданки.
Так называемые недобросовестные автоюристы развернули бурную деятельность и попросту грабят водителей и страховые компании. Ситуация вышла на тот уровень, когда действительно необходима помощь государства, чтобы закрыть «щели» в законе, позволяющие вести мошенническую деятельность. В этой связи предложение депутатов Госдумы от «Единой России» запретить передавать возмещение ущерба в ДТП, чтобы этим не пользовались мошенники, действительно хорошая идея. Согласно правкам, потерпевший не сможет осуществлять уступку прав на возмещение вреда жизни и здоровью, компенсацию морального вреда, получение штрафов и иных выплат, которые ему причитаются по ФЗ «О защите прав потребителей».
Нужно понимать, что масштабы проблемы с мошенничеством в ОСАГО связаны по больше части с тем, что некоторые люди, пытаясь заработать и представляясь автоюристами, часто работают в близком контакте с судами и ведут свою деятельность столь искусно, что граждане им верят больше, чем самим страховщикам. Прямо на месте аварии водитель получает от мошенников небольшую сумму и подписывает некие документы на передачу прав требования, часто даже не читая их. После недобросовестные «автоюристы» вызывают страховую компанию в суд и получают намного большие суммы. Через некоторое время к ничего не подозревающему водителю, приходят счета из налоговой об уплате НДФЛ со всех средств, полученных ими в суде.
Конечно, Россия – большая и очень разная страна. Поэтому, в каких-то регионах мошенничество по ОСАГО особенно распространено. Традиционно они находятся в «красной» зоне рейтингов недобросовестных действий на рынке ОСАГО, которые есть у Центрального Банка (ЦБ) и Российского Союза Автостраховщиков (РСА).
Например, один судья в Краснодарском крае в течение дня умудрился вынести более 140 решений по делам, связанным с выплатами по ОСАГО. Причем во всех случаях в качестве истца выступала одна юридическая компания, получившая крупные суммы в ходе каждого разбирательства. Это подтверждает не только существование проблемы с мошенничеством, но и её масштаб в некоторых регионах.
К таким регионам традиционно относилась Кубань и Северо-Кавказский федеральный округ, где процветание мошенничества в первую очередь связанно с неким присущим данным местностям кумовством. Если бы мошенники не работали в тесной связке с некими судебными органами, проблема не была бы столь масштабной.
Если по данным ЦБ РФ на 1 июля 2020 года Краснодарскому краю удалось переместиться из «красной» в «жёлтую» зону» рейтинга недобросовестных действий на рынке ОСАГО, то регионы СКФО продолжают считаться «токсичными». Нельзя не отметить активную борьбу с мошенничеством по ОСАГО, которую ведут совместно страховые компании и региональные администрации. Где-то успехи более заметны, где-то менее.
Например, на Кубани организована краевая программа финансовой грамотности, в рамках которой гражданам доступно и наглядно рассказывают рисках при обращении к недобросовестным автоюристам. План совместных действий для повышения финансовой грамотности населения в вопросах страхования гражданской ответственности разработан министерством экономики Краснодарского края и подписан с общественной организацией страховщиков.
Во многих регионах созданы и успешно борются с мошенниками рабочие группы, куда помимо представителей страхового сообщества и региональных администраций, входят сотрудники правоохранительных органов и прокуратуры. Борьба с мошенниками идет достаточно успешно, заводятся уголовные дела, удается вернуть некоторые суммы, как страховщикам, так и пострадавшим гражданам. Однако есть проблемы во взаимопонимании страховщиков и правоохранителей, т.к. последние не всегда могут оперативно реагировать. Нужно больше точек соприкосновения.
Поэтому, предложение депутатов Госдумы от «Единой России» запретить возможность передачи возмещения ущерба в ДТП, станет важным шагом для коррекции ситуации с мошенничеством. Как минимум у водителей не должно быть возможности совершать передачу прав сразу же после ДТП. Как раз в этой ситуации, когда человек находится в состоянии сильнейшего стресса, ему часто предлагают за бесценок продать свои права. Однако так называемые недобросовестные «автоюристы» умалчивают, что хотят вовсе не помочь, а получить незаконную прибыль, судясь со страховой компанией. Вот такая своеобразная неожиданная комиссия за работу посредников.
С другой стороны, есть некоторый процент нормальных, добросовестных юристов, которые честно выполняют свою работу. Но где уверенность, что вы попадёте именно на такого специалиста? Важно обязать автовладельцев первые шаги делать самостоятельно. Пусть водитель сам составляет документы и несет их в страховую компанию, показывает автомобиль, чтобы оценить ущерб. А дальше уже за водителем можно оставить полное право самостоятельно решать, соглашаться ли с оценкой ущерба и суммой выплаты, нанимать юриста или самостоятельно отстаивать свои права.

2,322 просмотров всего, 1 просмотров сегодня