Евгений Бромберг: «Надо следить за трендами и технологиями»

Бизнес

Евгений Бромберг: «Надо следить за трендами и технологиями»

Автор:  | 


Сеть отелей Undersun, созданная Евгением Бромбергом, — одна из немногих, кто не критично пострадал от введенных ограничений. Как рассказывает предприниматель, потери сети составят порядка 20–30 %, что не станет для группы компаний катастрофой. Секрет успеха, уверяет бизнесмен, в надежных финансовых партнерах и правильной экономической модели бизнеса. О том, как развивается сфера гостеприимства в Краснодарском крае и как удалось даже в столь сложной ситуации удержать позиции на рынке, Евгений Бромберг рассказал в интервью «Краснодар Magazine».

— Евгений, один из традиционных, но уникальный по своему ответу вопрос: как вы стали бизнесменом?

— Это длинная история. В начале 90-х годов, когда в стране все изменилось, пришлось меняться и искать себе применение в новых реалиях. Я увидел, что вырос спрос на заграничные поездки, шоп-туры — так появилось туристическое агентство. Стали возить группы в Турцию за товаром, параллельно вникали в туристический и гостиничный бизнес этой страны, изучали, общались, наблюдали. К концу 90-х появилось желание развивать туристическое направление в Краснодарском крае. Сделали свой каталог средств размещения и поехали с ним на выставку в Москву. Спрос был, началась работа. Через пару лет, поняв, что наши бизнесмены не сильно хотят повышать уровень сервиса, попробовал себя в гостиничном бизнесе. И понял, что это как раз то, чем я хочу заниматься. Так, зарегистрировав в 2006 году товарный знак, создал гостиничную управляющую компанию Undersun. В нашей копилке более 30 гостиничных проектов. Сейчас в сети четыре отеля: два в поселке Витязево, в Сочи и Краснодаре. Активно работаем по консалтингу новых проектов, ведем переговоры с крупным международным оператором об открытии отелей под его брендом на черноморском побережье Краснодарского края и в других регионах России.

— У нас много говорится о поддержке туристической отрасли, о формировании культуры и среди предпринимателей, и среди отдыхающих. Почему мы так медленно развиваемся? Чего не хватает нашим предпринимателям для резкого скачка?

— Если честно, то господдержка в нашей сфере крайне неэффективна, можно сказать, что ее фактически нет. Мой опыт, в том числе и работа в госструктурах в области туризма, позволяет сказать, что реальных механизмов, стимулирующих рынок, у власти нет. Только сейчас о них начинают задумываться. Например, есть прекрасный инструмент поддержки — краевой Фонд микрофинансирования. Но объемы, которые он осваивает, ничтожно малы. За время пандемии объектам размещения было выдано всего 37 млн льготных займов — это капля в море, учитывая, что потери отрасли исчисляются миллиардами. Один из стоп-факторов — несовершенное законодательство. Например, мы в апреле обратились за займом, но нам отказали, так как у ресторанов при отелях есть лицензия на продажу алкоголя (подакцизный товар), соответственно, по букве закона, нам такой заем не был положен. После долгих разговоров с властью, лоббирования интересов в конце июня были приняты на федеральном уровне поправки и мы получили право на пользование льготными займами. Мы приняли активное участие в этом процессе и увидели, что большинство наших идей очень долго и очень невнятно прорабатывалось, пока не дошло до Федерации, на краевом же уровне ничего существенного для поддержки отрасли сделано не было.

— А как вы оцениваете еще одну обязательную меру, введенную государством, — присвоение звезд?

— Это нужная мера, но Россия — страна со своим уникальным путем. Присвоение звезд — это хороший, правильный рыночный инструмент, который должен работать. Он формально уже работает, но не так, как это принято в других странах. Пока к этим звездам нет доверия, но тем не менее уже есть классификация, и это существенный шаг. Тут многое зависит и от самих предпринимателей. К сожалению, большинство коллег пока относятся к подобным вещам формально — как к очередной обязательной, но ненужной мере. Хотя сама процедура оценки гостиницы или оте­ля — это прекрасная возможность пообщаться с экспертами, прислушаться к их советам, улучшить свой бизнес и, как результат, увеличить прибыль.

— Когда наши предприниматели будут готовы развивать свой бизнес?

— Когда массово поймут, что зарабатывать много можно тогда, когда ты сделал продукт качественным, лучше, чем у других. И это нужно не только понять, но еще и суметь сделать. Профессионалов, которые глубоко разбираются в рынке, обучаются, исследуют это направление, у нас можно пересчитать по пальцам. Большинство пока еще живет от сезона к сезону, считая, что гость все равно приедет и оставит деньги у них. Сейчас на наш рынок приходят серьезные бизнесмены с проектами на порядок выше, чем уже есть, и гость уходит к ним. Эта тенденция, надеюсь, приведет к положительным результатам.

— Но любое качество — это инвестиции, причем достаточно существенные…

— Сегодня очень много отелей построено. Конечно, надо было потратить чуть больше, чтобы создать более комфортное здание и территорию, что в итоге принесло бы большие прибыли, но этого пока не понимают, в это не верят. Основным критерием остается «сделать так, как у соседа, может, чуть-чуть лучше». Поэтому появление соседа, который на порядок выше по качеству, приведет к росту уровня. Конечно, есть предприниматели новой формации, которые мыслят правильно и на перспективу, основательно, но пока это только начало.

— А ваш проект с международным оператором — будете с нуля строить или выбирать из того, что уже есть?

— Тут нельзя ответить односложно. В каждом конкретном случае вопрос будет решаться в индивидуальном порядке. Если будут здание и территория, отвечающие требованиям, то будем использовать их, если нет — будем строить. У нас уже разработана программа проектного финансирования с ПАО «Сбербанк» в партнерстве с международными гостиничными операторами сроком на 10 лет, покрывающая до 85 % затрат на инвестирование. И вот такие проекты, когда строят современные комплексы с использованием современных финансовых инструментов, однозначно изменят рынок. Как на это отреагирует деловое сообщество — покажет время. По ряду площадок мы уже хорошо продвинулись.

— Какие показатели ожидаете в текущем сезоне?

— Мы скорректировали бюджет и увидели, что по объектам на побережье не доберем от 15 до 25 % доходов по различным проектам, в краснодарском отеле примерно так же. Суммарно 60–70 % прибыли по отношению к стандартному году мы должны получить. На сегодняшний день потери не критичные. Если не будет очередного карантина, то, считаю, отделаемся легким испугом. Я думаю, что проблемы будут у тех объектов, кто не занимался экономикой, у кого низкая рентабельность в принципе.

253 просмотров всего, 1 просмотров сегодня