Они сражались за красный пропуск
Предприниматели Краснодара с первых чисел апреля оккупировали крыльцо городского департамента транспорта. Люди часами, порой — днями, а кто-то уже и неделю ждет красные пропуска. Или хотя бы четкую информацию, когда будут выданы заветные бумажки с красной полоской.
Систему пропусков для перемещения внутри региона ввел губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Но если с городскими пропусками вопросов ни у кого не возникло, то с межмуниципальными их масса.
Понедельник, 6 апреля. Крыльцо департамента транспорта Краснодара. Вокруг стоят люди. На крыльце сотрудник департамента принимает посетителей по одному: вносит в список на листочке А4 названия организаций. На мой вопрос, для чего этот список нужен, последовал ответ «Я комментариев не даю».
Впрочем, чиновник тут же обещает мне организовать встречу со специалистом, который комментарии даст.
Остаюсь у крыльца вместе с еще несколькими десятками людей. Дистанцию в полтора метра, которую медики советуют держать в период сложной эпидемиологической обстановки, понятное дело, никто не соблюдает.
Около меня — учредитель медицинской клиники и собственник производства кондитерских изделий. То есть, представители тех организаций, которым разрешено перемещение по краю, согласно постановлению №1413 «О реализации постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03. 2020 №185 «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края».
В этом документе прописано, что список предприятий и организаций, которым положены пропуска, должен быть сформирован до 2 апреля 2020 года.
Большинство стоящих у крыльца людей подали заявки на получение пропуска в указанный срок. Показывают отправленные письма, подчеркивают, что максимально продумали логистику и систему и в разы сократили количество используемого транспорта.
— Мы подали заявку еще 2 апреля. Нам нужен пропуск всего на одну машину. У нас кондитерское производство, мы работаем с сетью «Магнит». Привозим свою продукцию в 40 семейных гипермаркетов: 20 в Краснодаре и еще 20 по краю. Ждем заветную бумажку со второго числа, — рассказывает свою историю собственник кондитерского производства (имя предприниматель просит не называть — опасается давления со стороны контрольно-надзорных ведомств). — Мы не получили никакого письма, по телефонам, указанным для связи, дозвониться не смогли. В краевом министерстве транспорта нам сказали обращаться сюда. Приехали. Пытаемся выяснить хоть какую-нибудь информацию, пока безрезультатно.
Учредитель клиники, который побоялся даже назвать свое имя (но лицензию на осуществление медицинской деятельности я видела собственными глазами) рассказывает свою душещипательную историю.
— Нашему неврологу сегодня надо было ехать в Тбилисский район, к ребенку-инвалиду. Проблемы со здоровьем там очень серьезные — сами они к нам приехать не могут. Но вместо того, чтобы выполнять свой врачебный долг, стоим тут, ждем бумажку с красной полосой.
Открывается дверь, на крыльцо выходит представитель администрации. Счастливыми обладателями пропусков становятся сразу несколько предпринимателей: чиновник, как средневековый глашатай, выкрикивает названия организаций в толпу.
Практически хватаю за рукав одного из новоиспеченных обладателей «аусвайса» с вопросом: как удалось заполучить пропуск?! Отвечает: заполнил заявку на сайте, позвонили, приехал, постоял три часа, вот поеду работать.
— Счастливчик, — комментирует мой кондитерский собеседник. — Мне утром сказали, что в течение сорока минут перезвонят, это уже тут, на крыльце, третий час заканчивается, звонка не было.
Минутная стрелка на часах завершает полный круг. Чиновник-комментатор со мной все еще не связался, даже по телефону. Дождавшись очередного выхода к народу представителя власти, интересуюсь: «Дождусь?». Отвечает: «Конечно. Вот только дозвонились руководителю департамента, он сам комментировать не будет, сейчас определят того, кто с вами поговорит». Жду дальше.
Ближе полудню ситуация оживляется. Теперь на крыльцо выходит не один представитель мэрии, ставший всем нам почти родным, а еще три-четыре его коллеги. Чиновники выносят предпринимателям пропуска и просят в накладной написать фамилию, инициалы и поставить пометку «получено нарочным».
— Обратите внимание, что нет проверки, кто получает пропуска, на каком основании. Утром инцидент был, организация приехала, а их пропуска уже кто-то получил. Поехали заново подавать заявку», — комментируют в толпе.
— А вы всматривались, на каких машинах красные пропуска? — спрашивает меня представитель медицинской клиники, — это же сплошь и рядом дорогие машины на крутых номерах.
Перевожу взгляд на дорогу, благо до проезжей части улицы Леваневского метров семь, вижу картину. Паркуется Porsche с номерами серии А … АА. Водитель выходит, достает телефон, звонит. Минуты через три открывается дверь департамента, выходит девушка со стопкой пропусков, подходит к нему. Он на капоте расписывается в накладной, забирает пропуска, садится в машину, уезжает. Девушка возвращается в здание департамента. Может совпадение?
Я все еще жду встречи или звонка.
Пропуска продолжают выносить. Но их не забирают: большей части очередников, чьи компании выкрикивают глашатаи, в толпе почему-то нет.
Появляется новый список, который вывешивают на стену, предыдущий снимают. Кто-то начинает зачитывать названия организаций. Как пояснил представитель департамента, это те организации, которые сегодня гарантированно получат пропуска. У присутствующих возникает резонный вопрос, так, а что делать тем, кто был в предыдущем списке? Ответа нет.
Пока есть время, звоню знакомому, работающему в сфере пищевой промышленности, поинтересоваться как у них дела?
«Красные пропуска получили. Но не в том количестве, в котором просили. Писали заявку на десять пропусков, дали семь. Почему и на каком основании, нам так никто и не ответил. Пытаемся получить недостающие. У меня в этом месяце поставок продуктов питания только четыре тысячи тонн, шестьсот тонн — поставки в «Магнит» для конечного потребителя. Про объемы кормов для сельскохозяйственных животных — кур, свиней, КРС — уже и не говорю. С пятницы пытаемся решить вопрос, безуспешно. Дали номер телефона некоего товарища — ни кто он, ни фамилии, только имя и телефон. Сказали, мол, позвони, он пропуска выдаст. Все воскресенье звонил — тишина. Чем дело кончится, пока не знаю. Хорошо, что машин хватает. Ездим на свой страх и риск, потому что в случае поломки у меня механик просто не сможет выехать из города на помощь».
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев: «Пищевая промышленность в крае не остановилась и не остановится. Карантин не распространяется на пищевые и перерабатывающие предприятия. Все они продолжают работать. Это предприятия, связанные с жизнедеятельностью людей, поэтому их стабильное бесперебойное функционирование – персональная ответственность глав муниципалитетов»
Все эти моменты позже мне все-таки удалось обсудить с Павлом Тычинкиным — руководителем информационно-аналитического управления администрации Краснодара.
По его словам, процедура получения пропусков должна выглядеть так: на сайте заполняется форма заявки, она поступает в департамент транспорта, рассматривается, либо одобряется/либо отклоняется. О результатах рассмотрения направляется письмо (промежуточное письмо о том, что заявка получена, тоже направляется). Если получение пропуска одобрено, то на почту отправляют бланки пропусков, предприниматель их распечатывает и самостоятельно заполняет.
На мой вопрос, а что тогда тут делают все эти люди и почему представители департамента выносят заполненные пропуска, составляют какие-то списки, Павел Тычинкин ответить не смог, но пообещал информацию уточнить.
Руководитель городского информационно-аналитического управления попросил предпринимателей сохранять спокойствие: «работа ведется, но людей не хватает, нагрузка очень большая. Можете посмотреть на сайте, сколько уже заявок обработано, сколько пропусков выдано».
Соглашусь. Заполнить пропуск на каждого — на это нужно время и силы, только зачем такие жертвы, если его бланк просто должен прийти на почту?
Что касается сроков, то по регламенту на рассмотрение заявки на получение пропуска должно пройти не более суток, с учетом сложившейся ситуации — максимум двое, подчеркивает Павел Тычинкин.
Привожу пример, что есть те, кто отправил заявку еще второго числа, но до сих пор не получил пропуск на одну-единственную машину. Просит отправить заявку, обещает разобраться.
Спрашиваю, почему пропуска выдаются не в заявленном количестве? Почему меньше? Рассказываю ситуацию, когда компании — представителю среднего бизнеса, вместо десяти пропусков дали семь. Получаю ответ: «А что, этот предприниматель никак семью машинами обойтись не может?».
Впадаю в ступор: действительно, что это он разошелся, аж десять машин решил на линию выпустить?!
Интересуюсь по поводу отслеживания и системы проверки пропусков. Привожу конкретный пример: остановил меня сотрудник ДПС, в пропуске мои данные, компания указана, подпись директора, печать стоит — все как положено. Документы совпадают, за рулем я. Как он проверит, что я действительно работаю в этой организации? Как он удостоверится, что мне кто-то «по дружбе» этот пропуск не выписал, если они приходят на электронную почту?
«Сейчас создан реестр организаций. У каждого сотрудника ДПС есть к реестру доступ, реестр постоянно дополняется», — уточняет руководитель информационно-аналитического управления администрации Краснодара.
Звоню в пресс-службу МВД, уточняю их схему проверки. Отвечают: сотрудник полиции в праве проверить подлинность пропуска, уточнив у представителя органа исполнительной власти о наличии проверяемого документа в соответствующем реестре.
Что касается ситуаций, которые мы обсудили, я отправила все подтверждающие документы, чтобы был предмет для разбирательств. К моменту сдачи материала, никакого ответа мне так и не пришло. С предпринимателями, о которых шла речь, тоже никто на связь не вышел.
Сколько еще ждать «право на работу» — красных пропусков — вопрос открытый. Сегодня специально проехала мимо департамента транспорта — ничего не изменилось. Предприниматели все также стоят и ждут своего разрешения. А ведь оно право на труд — закреплено в Конституции — верховном документе нашей страны.
Вот и получается, что система не готова к форс-мажорам.
Не люди (исполнители), а именно система. Идея есть, а реализации нет.
Мы решили проверить систему и тоже заказали «красные пропуска». Зашли на сайт, заполнили форму, ждем. Прошло уже шесть часов, но мы даже не получили письмо с подтверждением о приеме нашей заявки. Видимо, завтра уже поедем не в качестве представителей СМИ, а в качестве «очередников» или уже сегодня ехать записываться?