Михаил Смолянов: «Многие приходят в бизнес почти случайно»

Бизнес

Михаил Смолянов: «Многие приходят в бизнес почти случайно»

Автор:  | 


Основатель сервиса управленческого учета «Финолог» сооснователь CRM-системы «Мегаплан» и совладелец сервиса для email-рассылок Unisender Михаил Смолянов рассказал КМ о сложностях ведения бизнеса, недостатке образования и поколенческих проблемах российского предпринимательства.

Как вы относитесь к активной пропаганде предпринимательства и утверждениям о том, что вести бизнес – легко, и на это способен любой человек?

В пропаганде предпринимательства ничего плохого я не вижу. Но когда всем рассказываешь, что любой может заняться бизнесом, это легко и просто, можно выйти на прибыль за два-три месяца, то многие пробуют, разочаровываются, теряют деньги и работу, это плохо. Понятно, что если рассказывать всем, что это долго, сложно и кроет в себе множество рисков, то бизнесом никто не будет заниматься.

Проблема заключается в том, что у нас нет адекватного массового движения, которое бы честно предупреждало, что вести бизнес сложно и тяжело, но было готово научить и помочь им заниматься.

У нас низкое количество предпринимателей на 1 тыс. человек населения. Мы остаемся экономикой, которая строится вокруг госкорпораций, крупного бизнеса. У нас мало предпринимательства, как в количестве, так и очень мало его во вкладе в ВВП страны. Если бы предпринимателей было больше, и они давали вклад в ВВП не 15-20%, как сейчас, а 50, то страна была бы другой, появился бы средний класс.

Вы намеревались к 2020 году довести вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России до 35%. Удается?

Пока не получается из-за общей стагнации экономики. Мне нравится ставить амбициозные цели самому себе и партнерам, но не всегда получается их достигать так быстро, как хотелось бы.

Есть ли будущее у частных инвесторов или это сфера деятельности только крупных игроков?

Она есть, но при разумном подходе и должном образовании. Сейчас появилось много проектов и площадок, которые предлагают вкладываться в бизнес, либо как в долю, либо давать частные займы, но число дефолтов и число недовольных там тоже, к сожалению, крупное.

Клиенты «Финолога» – кто они?

Клиенты Финолога делятся на две группы: одни ищут деньги, а у других эти свободные деньги есть. Совпадений, которые были бы взаимовыгодны и предпринимателю и инвесторам, действительно мало, потому что часто проблемы существуют с обеих сторон. Предприниматели хотят получать деньги под абсолютно виртуальные планы, не умея планировать, выстраивать продажи и маркетинг, но считают, что деньги инвестора им помогут. И инвесторы тоже часто ожидают какую-то фантастическую доходность, которую малый и средний бизнес обеспечить не могут. Пока конверсия заключенных сделок составляет 15-20%.

Вы запускали несколько интересных облачных проектов. Насколько люди их поняли и привыкли использовать в своей работе?

Проблема заключается в том, что весь рынок автоматизации, облачных сервисов маленький и количество реальных предпринимателей, которые чем-то пользуются, составляет примерно 10%.

У нас нет хорошего образования для предпринимателей, и многие приходят в бизнес почти случайно. Поэтому использование каких-либо средств автоматизации находится на очень низком уровне в России.

К вам обращаются представители российских регионов?

Да, в регионах больше малого и среднего бизнеса, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Потому что там малый и средний бизнес скорее выстроен вокруг крупных компаний. Предприятия выглядят как отдельный бизнес, но по факту обслуживают одного заказчика, являясь отделами, либо департаментами крупных компаний. И бизнеса, который работает с разными клиентскими сегментами, в регионах больше.

Планируете расширять географию клиентов «Финолога»?

Адекватность пользователей и их желание использовать разные современные инструменты маркетинга и вести более эффективную работу с постоянными клиентами, оставляет желать лучшего.

Мы выводим «Финолог» на европейский рынок, потому что есть желание помогать предпринимателям в России, но когда ты видишь, насколько это тяжело и насколько они не чувствуют ценности, то хочется поработать и на тех рынках, где в чем-то проще, а предприниматели более грамотные.

Я участвую в форумах и преподаю в бизнес-школах для того, чтобы общаться с предпринимателями и понимать, как они мыслят и что говорят, а также популяризировать адекватный подход к учету.

Какие проблемы вы видите в подходе россиян к ведению бизнеса?

В России существует недостаток бизнес-образования и общего экономического. Его не было в 90-е, а сейчас бизнес-школы, которые учат хорошо, являются дорогими и недоступными. Каких-то историй про массовое кредитование на дополнительное высшее образование, тоже нет. В школах этому вообще никто не учит. Люди после школы слабо себе представляют, что происходит с бизнесом, что такое проектное управление и не знакомы с базовыми экономическими терминами.

У нас во всех проектах (Мегаплан, UniSender, Финолог) клиенты, с которыми мы спокойно общаемся и это взаимовыгодно – это люди, которые получили образование на Западе, или долго работали в западных компаниях. Им по 30-35 лет, и они занимаются своим бизнесом.

За последние годы что-то поменялось в понимании людей о культуре ведения бизнеса? В том числе благодаря вашим инструментам.

Тут тяжело видеть динамику, потому что тех, кто готов хотя бы разбираться в предмете становится больше, но общая экономика все подавляет. В случае общего экономического роста, повышения уровня грамотности и образования, все было бы лучше. Поэтому, к сожалению, сейчас больше заметна стагнация, чем рост.

Как влияет на общее состояние бизнеса то, какое поколение им занимается?

Многие наши клиенты, которые делали бизнес в 90-х, еще в начале двухтысячных получали по одному млн долларов дивидендов в месяц, а сейчас они получают 250 тыс. рублей на троих партнеров. Они начинают задумываться над тем, что что-то делают не так. Начинаешь с ними общаться, и выясняется, что успех, который был и прошел – это не то чтобы их заслуга. Они умели договариваться и быстро принимать решение, и на растущем рынке этого хватало. А сейчас этого не хватает без более глубоких знаний в финансах, маркетинге и организации производства.

На быстрорастущем рынке намного проще и закрепиться и зарабатывать, чем на стагнирующем. Сейчас есть некоторые растущие сегменты экономики, но их мало, к сожалению.

Что вы можете к ним отнести?

Сейчас все говорят, что должно перестать, но продолжает расти сфера общественного питания. Например, наши клиенты, которые специализируются на обжарке зерен для популярных сетей кофеен, очень хорошо себя чувствуют, потому что рынок кофе в России появился недавно.

 

 

36,773 просмотров всего, 1,242 просмотров сегодня