Рынок ветеринарных услуг. Игра по новым правилам

Бизнес

Рынок ветеринарных услуг. Игра по новым правилам

Автор:  | 


Главная цель поправок в закон об обращении с животными — создать культуру обращения с животными и повысить уровень безопасности. Вне правового поля после вступления в силу нового документа останутся отстрел животных на улицах, контактные зоопарки, бои с участием животных, содержание диких зверей в квартирах и домах, а также кафе и ресторанах.

Владельцы собак, особенно крупных пород, теперь обязаны выводить своего питомца на прогулку исключительно в наморднике и с ошейником. Все собачники должны убирать за своими подопечными результаты их жизнедеятельности.

Примечательно, что нижняя палата парламента вернулась к рассмотрению поправок лишь спустя семь лет после первого чтения закона. Все это время по предлага­емым нормам шли споры. В итоге в версии поправок, согласованных во втором чтении, полностью запрещается умерщвление животных под каким бы то ни было предлогом. Владельцы не смогут избавиться от питомца без передачи его новому владельцу или помещения в специальный приют. Правда, как будет контролироваться данный пункт и каким ведомством, пока до конца неясно. Возможно, данный закон станет очередной неработа­ющей нормой, как, например, обязательное чипирование домашних животных.

«Чипирование ввели уже несколько лет назад. Причем чипирование — обязательная мера. Появился ли спрос? Конечно, нет. Чипируют, как правило, только тех животных, которых собираются вывозить за пределы страны. И то только потому, что ни Европа, ни тем более Америка попросту не впустят нечипированное и непривитое животное», — комментирует ситуацию владелец компании «Зоосервис» Артем Аракелянц.

Ситуация странная. Но вполне предсказу­емая: если нет ощутимого наказания, то мало кто добровольно стремится нововведение исполнять. И даже очевидная польза от чипирования — возможность найти питомца, если он потеряется, — не стала драйвером для установки чипов.

«К нам приходят люди с найденными животными. Часто животные после долгих скитаний находятся не в лучшей физической форме. Каждый раз пытаемся найти чип, в котором была бы информация о владельце, контактный телефон, — пока еще ни разу не нашли. Поразительно, что даже на ошейнике животного нет никакой контактной информации, хотя видно, что животное домашнее. Чип — это совершенно безболезненная, не причиняющая неудобства животному процедура. Маленькое устройство, не больше горошины, вшитое под кожу животного», — делится опытом Артем Аракелянц.

Возможно, одним из факторов, снизившим спрос на чипирование, стал миф, что у каждой клиники, которая устанавливает данное оборудование, своя база и, чтобы найти запечатленные данные о приблудившемся животном, придется объехать все ветклиники города. Собеседник издания отметил, что это совершенно не так. Существует две наиболее популярные базы данных, оборудование для считывания информации есть практически в каждой клинике.

Что касается поправок о необоснованном умерщвле­нии животного, Артем Аракелянц отмечает, что ни один ветеринарный врач не возьмет на себя ответственность усыпить здоровое животное.

В ветпрактике необходимо решать другие проблемы, уверены представители направления. Например, есть запрет на использование человеческих препаратов в ветеринарии, и речь идет не об узко­направленных препаратах, а о тех, в которых одинаковое действу­ющее ве­щество.

«Тот же новокаин. Я не имею права в ветеринарии использовать человеческий новокаин. Необходимо приобретать тот же препарат, но со специальной маркировкой. А это уже совершенно другая стоимость. Те, кто нарушают это правило, в случае проверки будут оштрафованы. Так же и по другим препаратам. Конечно, речь не идет о тех медикаментах, которые разработаны для лечения конкретного заболевания у конкретного вида животного и у которых нет аналогов», — уточняет собственник «Зоосервиса».

Несовершенно законодательство и в области выбора юридического лица для открытия ветклиники. Например, если у учредителя нет ветеринарного образования, то он не сможет получить лицензию ИП (даже при условии, что этот ИП с сотрудниками) — необходимо открывать ООО либо получать образование.

Важно вводить работа­ющие нормы, которые обяжут владельцев домашних животных проводить обязательную вакцинацию. Проводить мероприятия, повыша­ющие грамотность владельцев животных в сфере профилактических мер. Менять сознание и создавать работающее законодательство.

«Еще одна неработающая законодательная норма — обязательная вакцинация домашнего питомца. Как минимум раз в год надо прививать от бешенства, каждый месяц надо обрабатывать от блох, клещей. Раз в полгода надо проводить обследования на паразитов. В нашем крае высокая угроза этих болезней. Есть смертельно опасные заболевания для животного (помимо бешенства) — это пироплазмоз и дирофиляриоз: первый может возникнуть после укуса клеща, второй и того проще — после комариного укуса. Если вы хотите, чтобы животное прожило долгую и активную жизнь, необходимо хотя бы раз в год сдавать анализы на этих паразитов. Да, профилактических мер нет по этим заболеваниям, но на ранних стадиях они лечатся гораздо эффективнее, а само лечение менее вредно для животного. Эти заболевания как сахарный диабет: если не поддерживать организм, то смерть неизбежна, а если контролировать, то можно прожить вполне долго», — рассказывает Артем Аракелянц.

Также у зообизнесмена имеется вопрос о контроле поголовья бездомных животных, которые зачастую становятся перенос­чиками инфекций. Если бы каждую собаку отловили и привили, то уровень заболеваемости стал бы гораздо ниже. Стоимость одной прививки — 300–500 руб. Также необходимо стерилизовать бездомных животных. Если этого не делать, то получается замкнутый круг: одни ушли, другие пришли.

«Когда я вижу бездомных животных, мне их безумно жалко. Но я против того, чтобы их подкармливали. Если начинаете кормить животное, возьмите его к себе! Воспитывайте, ухаживайте. Отведите на стерилизацию, чтобы животное не размножалось. Мы в районе нашей клиники уже многих бездомных собак и кошек стерилизовали. Но это пока капля в море. Регулярно приносят и подкидывают вновь народившихся. Частенько утром около дверей находим коробку то с котятами, то со щенками. Этого бы не было, если бы люди изначально подходили к решению завести питомца ответственно», — уточняет собеседник КМ.

Действительно, решение взять питомца должно быть взвешенным. Сколько случаев, когда кошку или собаку выгоняют на улицу из-за того, что у хозяина, оказывается, есть аллергия на шерсть животного? Великое множество. Не проще ли перед тем, как брать животное, сдать аллергопробы? Сколько случаев, когда выкидывают беспородное потомство, потому что раздать его не получается? Тоже очень много. Не проще ли тогда стерилизовать собаку или кошку, не принадлежащую к благородным кровям, ну а если это породистый питомец, то следить за ним?

Эффективным методом решения данной проблемы, считают эксперты, может стать создание полиса ДМС для домашних животных. Но сможет ли такая практика прижиться, если даже для себя мы еще не готовы приобретать подобную услу­гу, — вопрос открытый.

«Программа страхования наподобие ДМС (конечно, название может быть совершенно любым, главное — принцип) может стать драйвером развития ветотрасли и улучшения обстановки. Во-первых, в рамках этого продукта, который должен быть обязательным, как ОСАГО, люди водили бы своих домашних животных хотя бы на обязательную вакцинацию и профосмотры — деньги же уже уплачены. Да, должна быть и мотивирующая составляющая, когда в рамках такой программы оказывалась бы и необходимая ветеринарная помощь. Не все питомцы болеют, не все попадают в какие-­то печальные ситуации, но случается. И, зная, что данный продукт покрывает подобные риски, можно было бы сподвигнуть владельцев животных на его приобретение», — считает Артем Аракелянц.

Пока, по данным группы компаний SRG, доля прочих видов страхования, к которым относится и страхование животных, составляет в структуре страховых премий не более 3 %. Столь низкую цифру эксперты связывают с рядом факторов, среди которых недостаточная финансовая грамотность населения и недоверие к институту страхования в целом.

«Российский рынок реагирует на подобного рода страховые продукты весьма скептически. С учетом этого наибольшее влияние на снижение консервативности потребителя сможет оказать решение описанных выше проблем в совокупности с ростом уровня доходов населения. Однако ввиду того, что процесс повышения грамотности населения и формирования доверительного отношения к финансовому рынку может занять продолжительное время, на краткосрочном этапе для продвижения страхования домашних животных будет полезно повышать уровень информирования о наличии продукта и проводить качественную маркетинговую политику страховой компании», — комментирует ситуацию Екатерина Григорьева, директор направления «Оценка и финансовый консалтинг» группы компаний SRG.

Однако сегодня подобные продукты начинают появляться. Так, услугу по ветеринарному страхованию домашних животных запустило СПАО «Ингосстрах». Предложение действительно пока только для жителей Москвы, и в списке партнеров, естественно, только мос­ковские ветеринарные клиники, но, возможно, в ближайшее время подобные продукты появятся и в других городах России. По данной программе «Ингосстрах» страхует только домашних кошек и собак в возрасте от трех месяцев до восьми лет, обязательно должна быть прививка от бешенства (факт вакцинации должен быть зафиксирован в ветеринарном паспорте животного), также предлагается поставить специальный чип, с помощью которого специалисты смогут следить за состоянием животного. Что касается стоимости, все зависит от выбранных усло­вий, возраста животного и наличия чипа. Например, стоимость страховки, в которую входит амбулаторная и стационарная помощь, стоматология, онлайн-­консультирование, эвтаназия по показаниям собаки породы русский охотничий спаниель в возрасте четырех лет без чипа, составит 11 550 руб. за год, максимальная страховая сумма по договору — 250 000 руб. Страховка же точно такого же, но чипированного пса обойдется хозяину в 10 725 руб.

«Сфера страхования домашних животных не нова для российского рынка. Так, еще в 2015 году АО «СОГАЗ» выплачивало до 2 млн руб. владельцам на Дальнем Востоке, чьи питомцы пострадали в результате нападения на них амурских тигров и дальневосточных леопардов. Однако на сегодняшний день нельзя назвать этот сегмент страхования высокоприбыльным или быстроразвивающимся.

Тем не менее развитие страхования домашних животных, безусловно, может положительно отразиться на российском страховом рынке», — резюмирует Екатерина Григорьева.

331 просмотров всего, 3 просмотров сегодня