Игорь Якимчик: «Бизнесу должно быть удобно, безопасно и выгодно»

Бизнес

Игорь Якимчик: «Бизнесу должно быть удобно, безопасно и выгодно»

Автор:  | 


Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в этом году отметил свой первый юбилей. Пять лет назад данная структура была создана по всей стране, в том числе и в Краснодарском крае, в первую очередь для того, чтобы помочь бизнесу выстроить конструктивный разговор с органами власти, но главное — понять, что именно мешает интенсивному развитию бизнеса в нашей стране и в каждом конкретном регионе. О результатах деятельности аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей КМ поговорил с кубанским омбудсменом Игорем Якимчиком.

«Удобно, безопасно, выгодно» — слоган аппарата омбудсмена. Игорь Иванович уверен, что омбудсмен играет важную роль в формировании этих характеристик в бизнес-среде. Удобно — это понятное законодательство: уполномоченный имеет право инициировать изменения законодательства и отдельных нормативно-правовых актов. Безопасно — значит не бояться неоправданного давления, и тут омбудсмен наделен правом встать на защиту бизнеса. Выгодно: основная задача коммерческих предприятий — финансовая выгода, и даже здесь роль омбудсмена более чем ощутима, например контроль за соблюдением закупок крупными компаниями — представителями естественных монополий.

Игорь Иванович, в чем главная задача аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей?

— Защищать права предпринимателей. За 5 лет работы мы увидели много моментов, которые затрудняют развитие предпринимательства в России. Самый тяжелый — уголовное преследование, иногда неправомерное; для многих эти примеры становятся стоп-фактором при открытии своего дела. Люди боятся, что если ошибутся или их дело кого-то заинтересует, то они попадут под тяжелые статьи и надолго лишатся свободы. Мы активно работаем с этим вопросом, выносим на рассмотрение законодательные инициативы, участвуем во многих делах, детально анализируем каждый конкретный случай. Чтобы выполнить майские указы президента РФ по росту количества субъектов предпринимательской деятельности, необходимы стабильность и понятно выраженные позиции государства во всех областях, прежде всего в законодательной, в вопросах применения практики тех законов, которые сегодня присутствуют в РФ, и, безусловно, должны быть мероприятия, связанные с экономическими возможностями потенциала роста. Должны быть стратегии, которые определяют долгосрочность тех или иных мероприятий, связанных с производственной деятельностью.

Краснодарский край сегодня устойчиво и стабильно развивается. У нас по сравнению с другими регионами нет всплеска уголовных преследований. У нас есть эффективное законодательство в сфере инвестиционной деятельности, в области поддержки предпринимательства, мы проводим и вносим свои замечания и предложения по нормативно-правовым актам, которые действуют на территории края, — таковых в текущем году было более ста. Весь этот комплекс мероприятий и со стороны властей региона, и с нашей стороны дает возможность для стабилизации ситуации и дальнейшего роста. По оценке Агентства стратегических инициатив, Краснодарский край по нескольким позициям занимает лидирующие места в рейтинге: по созданию тех же малых предприятий, по строительному направлению и так далее. О развитии региона и росте бизнеса говорит и краевой бюджет, который с каждым годом растет. Когда развивается бизнес, тогда развивается и территория, ведь существенная доля бюджета — это именно налоговые поступления от бизнеса, которые в дальнейшем идут на развитие территорий, строительство социально значимых объектов, обеспечение социально незащищенных слоев населения.

Наш край сегодня третий по численности населения в стране, поэтому необходимо развивать взаимодействие региона и Федерации. В частности, в области развития и создания масштабных многомиллиардных проектов, которые можно здесь реализовывать. Все просто: будут деньги в субъекте — будет развитие, будет комфортное пространство для жизни и работы.

Какие проблемы бизнеса сегодня наиболее актуальны?

— Это вопросы, связанные с развитием и масштабированием бизнеса. В большей степени это земельно-имущественные отношения. Раньше были актуальны вопросы неправомерных проверок, но сейчас они все больше уходят на второй план. Сейчас есть общий реестр плановых проверок: понятно, кто придет, когда придет, что будет смотреть, какие документы могут потребоваться. Больше контролируем внеплановые проверки и участвуем в них на стороне бизнеса, именно в эти моменты структуры могут нанести серьезный ущерб предприятию за счет штрафов, остановки производства. Каждый прецедент мы совместно с прокуратурой детально анализируем на предмет правомерности и обоснованности. Внеплановые проверки оправданы лишь в нескольких случаях, например если деятельность предприятия угрожает риску и здоровью граждан либо речь идет о недобросовестной конкуренции.

Возникают вопросы и в части использования налоговых преференций: налог на имущество, налог на бизнес в целом. Совсем недавно мы внесли серьезную инициативу, по которой уже начался тестовый период — официальное оформление самозанятых граждан. По этой инициативе порядка 45 категорий предпринимательского сообщества будут работать с применением упрощенной системы. Так, те, кто работают с физическими лицами, будут платить в бюджет 4 % от суммы поступлений, те, кто с юридическими лицами, — 6%. Самое важное, что налоги будут платиться в рамках указанных цифр — это понятно и просто, никакой дополнительной нагрузки со стороны налоговых органов не будет. Эксперимент пока ведется на территории четырех регионов РФ, со временем он будет распространен на всю Федерацию.

В Краснодарском крае мы принимали активное участие в изменениях кадастровой стоимости недвижимости: работали со структурами федеральными, краевыми, которые по всему краю организовали консультационные пункты, занимались информированием бизнеса. Порой предприниматели не знали, что необходимо просто пойти и сделать сверку, уточнить данные, еще раз посчитать цифру налога, поспорить, если она неверна, и так далее.

Применение онлайн-касс — это тоже серьезный блок вопросов, который был в текущем году. Сначала было огромное сопротивление со стороны предпринимательского сообщества, но потом, после появления возвратного механизма (предприниматель мог возместить затраты на покупку оборудования в размере до 18 тыс. рублей за счет собственных налогов на прибыль), ситуация изменилась. И сейчас предприниматели оценили это новшество: снизилось число недобросовестных конкурентов, стала прозрачней сумма налога на прибыль, и предприниматель без лишних усилий сам ее в состоянии посчитать.

Предприниматели каких районов края наиболее часто обращаются в аппарат уполномоченного за консультацией либо поддержкой?

— Это предприниматели из крупных городов края: Краснодара, Новороссийска, Сочи, Армавира — с тех территорий, которые активно развиваются и на которых возникает больше проблем из-за того, что и предпринимателей там больше. Эти вопросы решаются, если находятся в рамках правового поля. Все, кто обращался к нам, получили поддержку.

Как вы оцениваете бизнес-климат в регионе?

— Стабильно развивающийся — я бы так охарактеризовал. Конечно, есть еще проблемы, которые для предпринимателей актуальны: вопросы земельно-имущественного характера, кредитной политики, взаимодействие с муниципалитетом, в котором они находятся. Безусловно, вопрос, связанный с реализацией продукции, тоже актуален, и тут мы также ведем работу: контролируем монопольные сети, которые согласно законодательству должны 18% своих потребностей закрывать с привлечением малых и средних предприятий. Мы следим, чтобы они честно выполняли эту норму закона, чтобы была справедливость.

Чтобы предпринимательство в крае развивалось и дальше, необходимо находить тех людей, кто готов создавать предприятия, производства, и всеми силами этим людям помогать: консультировать в сфере финансов, права, маркетинга, помогать выходить на внутренние и международные рынки. Рассказывать таким людям, что сегодня востребовано в нашем крае, какие направления, какие сферы, — для этого необходимо взаимодействие всех структур.

Есть ли перспективы у IT-сектора на Кубани? 

— Безусловно. Наш край к этому приспособлен. Есть все условия для серьезного роста. И это очень перспективная тема. Возьмем опыт наших соседей — Белоруссии. Порядка 10 % бюджета этой страны сегодня составляют налоговые поступления именно от IT-сферы. И нам нужны технологические решения, которые позволят повысить открытость власти, документов, которые позволят всем работать в едином правовом поле без возможности «вручную подкорректировать» нужные цифры. Необходимо оперативное взаимодействие с органами государственной и краевой власти, общение с руководителями муниципалитетов. У предпринимателя должна появиться возможность оперативно получить аналитический свод по перспективности конкретной отрасли: что будет востребовано, сколько необходимо инвестиций. К тому же качественные IT-решения позволят проверять надежность деловых партнеров, а это все честные условия работы и честные налоги в бюджет.

Как за 5 лет изменился предприниматель?

— Стал более грамотным, более прагматичным. Стоит обратить внимание на территории, на которых мы живем, как они меняются, и все это благодаря бизнесу: либо напрямую — предприниматели строят производственные объекты, офисные здания, места отдыха, образовательные учреждения, а также общественные места, — либо косвенно, через уплату налогов, которые идут на благоустройство территории. Бизнес очень плотно встроен в территорию, на которой он работает, и чем лучше будет эта территория, тем больше потенциал у бизнеса, так как в район поедут талантливые люди, которые хотят жить в красивой среде, работать на надежных, стабильных предприятиях. Естественно, хочется еще больше навести порядка, хочется еще сильнее развить территории, но для этого необходимы ресурсы, и сегодня их можно получить только за счет создания новых рабочих мест.

Какие еще есть задачи, кроме создания новых рабочих мест?

— Чтобы наша Кубань была еще более экономически сильной, чтобы предприниматель чувствовал себя уверенно и безопасно, мы будем применять механизмы, связанные с законодательными актами как краевого, так и федерального уровня. Необходимо решать вопросы земельно-имущественных отношений, налоговой политики. Необходимо развивать формы государственной поддержки, продолжать работу над реформой надзорно-контрольной сферы. В этой части мы, безусловно, помогали и будем помогать — для этого у нас есть и силы, и возможности. И, конечно же, продолжать общаться с бизнесом, слышать его потребности.

57,095 просмотров всего, 18 просмотров сегодня