Электромобили: будущее, в которое мы опаздываем

Стиль жизни

Электромобили: будущее, в которое мы опаздываем

Автор:  | 


Тема электромобилей то появляется, то затихает. Такие пике по большому счету понятны. С одной стороны, есть интерес к новому виду транспорта, эксплуатация которого обойдется значительно дешевле, с другой стороны, есть риск снизить потребление продуктов нефтепереработки на внутреннем рынке, если электрокары массово войдут в обиход. Но, несмотря на трудности, которые преодолевает этот тип транспорта при выходе на российский рынок, интерес к нему медленно, но верно растет. Потому что дураку понятно: будущее транспорта вообще и автомобильного в частности — в использовании в качестве топлива электричества и/или возобновляемых источников энергии.

В этом направлении движется весь мир. Все (!) крупнейшие автопроизводители (вплоть до трудновыговариваемых «китайцев») от концептов перешли к серийному производству электромобилей. Среди наиболее удачных (и, как следствие, популярных) моделей — электрические Fiat 500, Smart, VW Golf, Chevrolet Bolt EV, Mitsubishi Outlander PHEV, BMW i3, Hyundai Ioniq Electric, практически все модели Tesla… Правительства многих (но, честно скажем, пока даже далеко не всех развитых) стран мира предоставляют владельцам электроавтомобилей те или иные преференции. В холодной Норвегии государство компенсирует покупателю до 15 % цены электромобиля. В большинстве европейских стран есть выделенные полосы движения — для городского общественного транспорта, такси и (!) электрокаров. Для владельцев электромобилей отменяется вовсе или становится совершенно символическим транспортный налог. Даже наш заклятый друг Украина недавно, в конце ноября, продлила до конца 2022 года бесплатный ввоз электромобилей — ни таможенной пошлины тебе, ни акциза, ни НДС. 

В нашем государстве движение в русле европейских ценностей, видимо, понимается как риторика, что и подтверждается конкретными результатами. О нулевой ставке таможенных платежей говорили, говорили да и забыли. Строили «планов громадье» о создании национальной системы электрозаправок, но так и не решили, кто именно этим будет заниматься — государство или бизнес. По последним данным, решение этого вопроса отдали на добрую волю нефтедобывающих компаний…

Эффект таков, что на 1 июля 2018 года в России, по данным «Автостата», насчитывалось 2530 электромобилей, представленных восемью моделями. Наибольшую долю в парке занимает Nissan Leaf (71,7 %), который зарегистрирован в количестве 1814 единиц. Далее следует Mitsubishi i-MiEV, доля которого на середину года составляла 11,6 %. Все остальные модели — так, по мелочи: 4 единицы, 11 единиц. Пресловутая Tesla набившего оскомину Илона Маска — прекрасный пиар-ход: отличные технически и дизайнерски электрические хетч­бэки и кроссоверы, но… страшно дорогие. Этакий билет в высшее общество, не имеющее ничего общего с технологическим прогрессом, что-то типа Apple в автомобильном мире. Но если конкретно, то по итогам первого полугодия электромобили марки Tesla выбрали для себя 38 россиян: 30 штук пришлись на кроссовер Model X, семь человек стали обладателями седана Model S, один купил новинку Model 3. 

Мне довелось на многочисленных автомобильных выставках пообщаться с владельцами Tesla, посидеть в машине, порасспрашивать. Больше всего поразил интерьер авто, глобальная заточенность дизайна и пользовательского опыта на дисплеях, на цифровом восприятии машины и дороги. Сейчас это «будущее» узнаешь в интерьере и последнего поколения VW Touareg или Audi A7 Sportback.

Вернемся к более реальным (то бишь доступным) моделям электрокаров. Автор этих строк четыре года назад тестировал Lada Ellada. По воспоминаниям — кузов Lada Kalina, очень тихая машина, на одной зарядке могла проезжать аж/всего
150 км. Но у машинки сумасшедшая разгонная динамика, которая, как позже выяснилось, характерна для всех электромобилей: ускорения, собственно, нет, тебя в кресле водителя просто «выстреливает»!

Уделим абзац хетчбэку Nissan Leaf, самому по­пуляр­но­му (судя по статистике) электрокару у нас в стране. Эта же модель бьет рекорды продаж и в Европе (более 18 тыс. машин второго поколения было приобретено европейцами в первом полугодии 2018-го). Этот переднеприводный хетчбэк выпускается с весны 2010 года. Мощность мотора составляет 80 кВт (или 109 л. с.). В самых первых машинах емкость литиево-ионного аккумулятора была 24 кВт·ч, что обеспечивало средний запас хода в 160 км. Постепенно японцы увеличили емкость аккумулятора до 30 кВт·ч, а запас хода — до 180–200 км. В качестве трансмиссии — вариатор. Привод передний. Разгон до сотни занимает 9 секунд, а максимальная скорость — 140 км/ч. Второе поколение Leaf, появившееся в том году, помимо современных внешности и интерьера, получило аккумулятор емкостью 40 кВт·ч, и, соответственно, средний запас хода достиг 300 км.

Мы говорим «средний запас хода», потому что, как и в машинах с двигателем внутреннего сгорания, многое зависит от пробок, от манеры вождения. Для электрокара холодная температура даже более критична, чем для машин с ДВС, и при прочих равных летом электрокар проедет 200 км, а зимой — 130 км! Неслучайно владельцы Nissan Leaf в YouTube часто рекомендуют «собратьям» как-то утеплять зимой моторный отсек и воздуховоды печки. Кстати, о Leaf в YouTube огромная фильмотека, что подтверждает интерес народа к этой теме. Я, например, с удивлением узнал, что у машины с пробегом 188 тыс. км износ аккумулятора составил всего 11 %. Во Владивостоке ее диагностировали, и емкость составила 89 % от новой! И, кстати, у этой машины второго поколения гарантия на аккумуляторную батарею составляет 8 лет!   

Итак, два главных вопроса применительно к электрокарам: как далеко на них можно проехать и как долго заправлять машинку перед очередным рейсом? На первый вопрос мы худо-бедно ответили — около 300 км. В прессе постоянно мелькают сообщения о каких-то концептах, экспериментальных машинах или аккумуляторных батареях, которые позволяют ездить на 400–600 км. Может быть. Но если вы, Сидоров, купите электрокар, то на одной зарядке вы будете ездить 300 км — и точка!

Ответ на второй вопрос — как долго и где заправлять — подразделяется, в свою очередь, на два варианта заправки. Во-первых, от домашней электросети. Хозяева Leaf’ов свидетельствуют, что машина с 23:00 до 06:30 заряжается от домашних 220 Вт на 80 %. В принципе, на день мотания по городу хватает. На быстрой зарядке (Quick Charge) этих же 80 % можно достичь за полчаса. Представляете, подъехали к заправке, попили кофе с круассанами, сходили в уборную — и все, можно дальше на Москву! «Бак» почти полон!

Жаль, что таких станций пока немного, но у крупных инвесторов мысли в эту сторону уже работают. И якобы до конца следующего лета каршеринг электромобилей URentCar на черноморском побережье построит 100 электрозаправок! По слухам, это не будут места общего пользования: станции электрической быстрой зарядки будут располагаться на территориях крупных санаториев и пансионатов и доступны будут — через пароль, по блютузу или как-то иначе — для клиентов каршеринга с утра и до позднего вечера…

Но это дела будущего. А вот бесплатное мобильное приложение PlugShare уже реальность, его можно скачать в Google Play и увидеть все точки, где можно зарядить электрокар «топливом». Причем указаны не только официальные ЭЗС, но и точки, где открыт доступ к домашней зарядке: есть люди, которые не только владеют электрокаром, но и купили личную Quick Charge и позволяют пользоваться ею другим владельцам электрокаров, зарегистрировавшимся в программе. И если смотреть по карте приложения, то к единственной в Краснодаре публичной зарядке у Театра драмы добавляются еще четыре «домашние». Плюс еще по одной — в Знаменском, Саратовской, Новотитаровской, хуторе Ленина и Афипском. Мне рассказывали, что выглядит это как металлический ящик на фасаде забора. Открываешь, подключаешь, заряжаешь, перекидываешь деньги с карты на карту. Полный «бак» стоит рублей 50–60.

Так что электрическое будущее совсем не за горами!

732 просмотров всего, 4 просмотров сегодня