Индустриальные парки: офшор для промышленников

Бизнес

Индустриальные парки: офшор для промышленников

Автор:  | 


Индустриальные парки получили новый виток развития. Начиная с 2012 года, в крае идет разговор о строительстве особых промышленных зон, которые привлекут дополнительные инвестиции в экономику региона за счет прихода крупных инвесторов. А также станут эффективным инструментом для региональных предприятий. Один такой парк в Краснодарском крае уже получил статус промышленного, еще два подали документы на включение в реестр, всего в ближайшей перспективе должно появиться пять территорий с особым статусом. Но в общем рейтинге наш регион все еще в аутсайдерах.

 

индустриальные парки

 

Идея индустриальных парков проста. На обустроенной, обеспеченной необходимой инженерной инфраструктурой территории располагаются промышленные предприятия, в идеале относящиеся к одной отрасли, которые дополняют друг друга и производят качественный продукт в объеме, достойном выхода на международные рынки.

Локализация в одной зоне позволяет промышленникам снизить транспортные расходы на поставку необходимых элементов — будь то упаковка, химические реагенты, компоненты и так далее, оперативно меняться под потребности рынка, развивать технологические процессы и коллективно генерировать современные пути решения задач.

Кроме того, статус индустриального парка предоставляет резидентам существенные льготы — и по налогам, и в части компенсации затрат на приобретение оборудования, выкупа земли на территории промпарка.

сергей огурцов

 

 

Сергей Огурцов, заместитель председателя регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей

«Бизнесу необходимо четко понимать, во что он будет инвестировать. Необходимо создать условия, при которых можно будет получить всю информацию в «один клик». Надеюсь, что через год у меня появится такая возможность, в том числе и по индустриальным паркам в нашем крае».

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, НО ЛУЧШЕ ЧАСТНЫЙ

Индустриальные парки классифицируются по нескольким параметрам. Новый, созданный в «чистом поле», — Greenfield, либо модернизированный, появившийся на базе промышленного предприятия, — Brownfield, а также по типу привлеченных инвестиций — либо частный, либо государственный. Естественно, что частный парк значительно привлекательнее для всех сторон.

Во–первых, он не подразумевает финансовую нагрузку на бюджет, во–вторых, повышенного контроля со стороны надзорных ведомств. В этом случае инвестор сам заинтересован в создании качественного парка, в который быстро и с желанием придут состоятельные резиденты. Правительство поддерживает частную инициативу и компенсирует затраты на создание инфраструктуры. Вплоть до 100% понесенных затрат.

Ранее действовала норма по компенсации процентных ставок кредитных средств, потраченных на развитие инфраструктуры индустриального парка, но сейчас эта программа заморожена. За время ее действия было поддержано 10 проектов, общая сумма выплат из федерального бюджета составила 7,5 млрд рублей.

Большим «но» было действие меры поддержки через субъект Федерации, то есть сначала затраты инвестору должен был возместить конкретный регион из собственного бюджета, либо сам должен был выступить строителем промышленного парка, и лишь затем подавать заявку на субсидию из федерального бюджета. Учитывая тот факт, что большинство регионов страны дотационные, результат от данной программы был соответствующий — индустриальные парки появлялись только лишь в экономически сильных субъектах, либо там, где был инвестор, который не рассчитывал на субсидии.

 

андрей сухарев

 

 

Андрей Сухарев, начальник отдела проектов территориального развития Минпромторга РФ

«Для того чтобы обеспечить конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке, необходимо создать комфортные условия для промышленных предприятий. Именно поэтому мы занимаемся развитием промышленной инфраструктуры, разрабатываем программы поддержки мотивации развития».

 

 

 

 

 

Сейчас же государство готово покрыть затраты за счет возврата налоговых отчислений резидентов парка в федеральный бюджет, напрямую от Федерации. В Краснодарском крае речь о строительстве промышленных парков идет с 2012 года, пока на территории действуют только два таких объекта, и оба частные: промышленный парк «Краснодар», принадлежащий торговой сети «Магнит», и парк компрессорного завода «Борец» — «Компрессорный». Первый относится к типу Greenfield, второй — к Brownfield. В активной стадии строительства находится индустриальный парк «Кубань» в Усть–Лабинске.

У «Краснодара» уже есть официальный статус промышленного парка, полученный еще в прошлом году. Он стал первым, созданным в Краснодарском крае и внесенным в официальный реестр индустриальных парков РФ. Сейчас продолжается строительство объектов, идет наполнение парка резидентами. «Компрессорный» же, напротив, уже полностью оборудован и даже укомплектован резидентами, но официального статуса промышленной территории еще не получил.

По словам начальника отдела проектов территориального развития Минпромторга России Андрея Сухарева, заявка по присвоению статуса находится на финальной стадии согласования, и до конца года «Компрессорный» пополнит число парков нашего края в общем реестре. Всего у нас, по разговорам, должно появиться 17 таких территорий. Пять из них уже названы.

индустриальные парки краснодарский край

Возможно, продолжится работа над созданием парка в Динском районе, появится особая промышленная территория в Тихорецком, прорабатывают идею и в Армавире. Из пяти уже заявленных площадок, две с типом собственности «государственная», три – «частная».

надежда муравская

 

 

Надежда Муравская, заместитель главы муниципального образования Тихорецкий район

«Создание индустриальных парков — это возможность повысить экономику конкретного района. Когда есть условия, тогда бизнес с большей охотой приходит на территорию. Это и дополнительные налоговые отчисления в бюджет, и создание дополнительных рабочих мест, и, конечно же, развитие смежных отраслей, а значит, муниципального образования в целом».

 

 

 

 

 

НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ

В Минпромторге РФ уверены, что низкий интерес к созданию индустриальных парков заключается не столько в инвестиционных рисках (стоимость индустриального парка начинается от 1 млрд рублей, срок окупаемости — от 10 лет), сколько в непривлекательных законодательных нормативах. Поэтому ведомство инициировало внесение ряда поправок в закон о промышленной политике.

В частности, предложено расширить полномочия инвестора (управляющей компании) в градостроительной деятельности. Предполагается, что управляющая компания должна получить права на самостоятельное принятие решений по планировке территории, получить право на выдачу разрешений на строительство инфраструктурных объектов, на организацию газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, на экспертную проверку проектной документации и многое другое.

Цель поправок – дать инвестору максимальные гарантии успешной реализации его проекта. С одной стороны, привлекательно, но с другой – если не будет никакого стороннего контроля, то можем ли мы говорить о высоком качестве и безопасности? Безусловно, риски есть, это понимают и в Минпромторге, но уверяют, что смогут разработать понятные регламентированные процедуры.

Также стимулом к созданию качественной территории должна стать и программа компенсации затрат за счет налоговых отчислений резидентов – если проект непривлекательный, небезопасный, то вряд ли серьезный промышленник пожелает стать резидентом такой территории. Хотя, как знать…

Упростили и процесс подачи заявки на включение в реестр и присвоения статуса индустриального парка. Если раньше документы принимались исключительно в бумажном виде и лично, то сегодня идет финальный этап тестирования системы электронной подачи документов. И в ближайшее время сервис заработает в полную силу. Продлили срок переаккредитации: если раньше он составлял три года, то теперь — пять лет, более того, проводить переаккредитацию сейчас будут регионы.

 

Иван Куликов

 

 

 

Иван Куликов, руководитель департамента промышленной политики Краснодарского края 

«Индустриальные парки — эффективный инструмент привлечения инвестиций в регион. Наличие у региона подобных территорий — это качественно новый уровень работы с инвесторами, для резидентов же локализация в индустриальном парке — возможность коллективного продвижения на внешних и внутренних рынках. Если мы хотим развивать промышленность, то надо создавать условия».

 

 

 

 

 

 

МАЛЫЙ ТОЖЕ ПРОСИТ ЛЬГОТЫ

Концепция индустриального парка: каждый должен заниматься своим делом, быть полезным соседу. Так, управляющая компания (инвестор территории) займется решением административных вопросов, а резидент будет озадачен исключительно собственными производственными процессами. Соответственно, услуги управляющей компании должны быть оплачены.

И вот тут появляется ключевой вопрос: а станет ли данная мера – индустриальные парки – доступна для малого и среднего бизнеса или же в льготных условиях смогут работать лишь крупные, экономически эффективные предприятия, которые и без этих преференций успешны?

Хамид Хуако, заместитель директора ООО «РТП», занимающегося производством обуви в Краснодарском крае, опасается, что стать резидентом индустриального парка их компании точно не получится. Высока стоимость услуг управляющей компании. И платить 31 тыс. рублей за квадратный метр их предприятие пока не в силах. Кроме того, Хамид Хуако подчеркнул, что самостоятельное строительство и подключение к инженерным сетям обходится гораздо ниже озвученной стоимости. Сейчас руководство компании рассматривает возможность организации собственного индустриального парка, потому что уже возникла необходимость расширения производства.

Озвучил Хуако и еще одну актуальную проблему, которая может поставить в безвыходную ситуацию малый и средний бизнес, — отсутствие земель промышленного назначения с развитой инженерной инфраструктурой (достаточными инженерными мощностями), на которой можно было бы строить предприятия.

 

хамид хуако

 

 

Хамид Хуако, заместитель директора «РТП»

«Необходимы условия, при которых вход в индустриальный парк будет посилен всем производственникам. Тогда можно будет говорить о развитии, а не о создании льготных условий работы для магнатов».

 

 

 

 

 

 

 

Ситуация явно не в пользу малых промышленников, им не остается перспектив для развития — либо оставайся на том уровне, который сегодня у тебя есть, либо становись резидентом промышленного парка, если, конечно, у тебя хватит денег.

Текущее положение дел могут изменить государственные индустриальные парки, когда для субъектов малого и среднего предпринимательства будут созданы особые условия входа, тогда и частные парки будут вынуждены снижать арендную плату для малого промышленника. Но пока об этом речи не идет.

 Максимум, что может предложить государство, — это инвестировать средства в создание собственного промышленного парка, и даже требования к земельному участку уже есть — минимальная площадь 8 га. Но и этот вопрос упирается в деньги. Сможет ли малый промышленник выделить 1 млрд рублей из собственного бюджета, чтобы в перспективе 10 лет его вернуть?

Сейчас ситуация с развитием индустриальных парков очень напоминает процесс создания офшорных зон для крупных отечественных и иностранных предприятий. За счет неравной налоговой нагрузки (сниженная для резидентов индустриальных парков и повышающаяся для всех остальных) конкурентная борьба между крупным и малым может стать еще более неравной, что неминуемо приведет либо к исчезновению малого и среднего бизнеса в сфере промышленности, либо к вынужденной кооперации.

2,441 просмотров всего, 1 просмотров сегодня