Денис Куренов о влиянии массовой культуры - Краснодар Magazine

Личное мнение

Денис Куренов о влиянии массовой культуры

Автор:  | 


Социолог Денис Куренов рассуждает о неизбежности влияния массовой музыки на наше сознание и подсознание.

avatar

ДЕНИС КУРЕНОВ, социолог, художественный критик.
Автор ряда научных статей, посвящённых леворадикальной мысли второй половины ХХ века и экспериментальному искусству. Участник российских и международных конференций по социологии, культурологии и социальной философии.

Все мы помним завязку шекспировской истории о Гамлете. Когда отец Гамлета, датский король, спал в саду, к нему подошёл Клавдий и в ухо спящему капнул яд. Этот сюжет сразу приходит в голову, когда начинаешь размышлять о музыке.

Все мы помним завязку шекспировской истории о Гамлете. Когда отец Гамлета, датский король, спал в саду, к нему подошёл Клавдий и в ухо спящему капнул яд. Этот сюжет сразу приходит в голову, когда начинаешь размышлять о музыке. О той, которую мы сами не выбираем, но которая звучит и проникает в сознание независимо от нашего на то соизволения. Эта музыка (её принято называть массовой) пронизывает собой всё городское пространство. Она звучит в транспорте и магазинах, на вокзалах и в аэропортах, в кафе и ресторанах, на рынках и в торговых центрах. Точно так же, как мы дышим воздухом, как на нас падает солнечный свет или дождь, точно так же на нас постоянно струится и ниспадает поток звуков, от которых мы никак не можем защитить себя.

Сфера музыки представляет собой обнажённый нерв современной массовой культуры. Через музыкальную плоскость люди постоянно занимаются структуриро­ванием своего собственного «я». Человек прежде всего выбирает то, что он слушает, а потом к этому уже присоединяется то, как он выглядит, какую одежду он носит, каким образом он себя ведёт. С помощью музыки в подростковом возрасте конструируется субъек­тивность, представление о себе и об окружающем мире. Но никакая субкультурная самоидентификация не сможет нас защитить от восприятия повсеместных музыкальных потоков.

Конечно, в своих квартирах и домах мы можем слушать Джачинто Шелси и Эрика Долфи, никак не отож­дествляя себя с той массовой музыкальной сферой, с которой сталкиваемся в течение дня. Но на бессознательном уровне эти насильственные потоки звука влияют на нас гораздо больше, чем те музыкальные произведения, которые мы слушаем, глубоко вникая в их содержание. Если мы не вдумываемся в «Чумачечую весну» и песни вечно живого Гуфа, то это вовсе не значит, что они в меньшей степени определяют, кто мы такие. И чем выше градус отвращения к музыке, находящейся за границами нашего выбора, тем сильнее проявляется её на нас влияние.

Надо признаться, что я не готов распылять ненависть в пространство массовой музыки. Для меня это своего рода фармакон, который может являться и лекарством, и ядом. И главная задача состоит в том, чтобы культивировать в себе необходимый антидот. Например, обратившись к философии дзен-буддизма, назойливую поп-музыку можно воспринимать как свое­образный медитативный горизонт, который ничем не лучше и не хуже, чем любой другой. Возможно, что тогда она предстанет нам не ядом Клавдия, но лечебными божественными аккордами, композициями экстаза и серафическими откровениями. Каждый выбирает своё противоядие в стратегической борьбе с тотальной музыкальной сферой. И кому‑то достаточно просто «расслабиться и получать удовольствие», как говорилось в одном известном анекдоте.

Журнал «Краснодар Magazine». Апрель, 2012. 

Автор: Денис Куренов. Иллюстрации: Людмила Борисенко

326 просмотров всего, 6 просмотров сегодня