На газу в поле не выедешь

18.06 2018 12:46

Себестоимость зерна нового урожая на Кубани возрастет из–за скачка цен на бензин. По данным администрации Краснодарского края, только треть аграриев успели закупить ГСМ по старым ценам. Остальным придется заправлять уборочную технику подорожавшим топливом.

На Кубани, как и по всей стране, бензин начал заметно дорожать в мае. Сейчас, согласно открытым источникам в интернете, на заправках Краснодарского края цена на бензин составляет от 42 до 53 рублей в зависимости от марки и поставщика, на дизельное топливо, которым заправляются многие виды сельскохозяйственных машин, — от 43 до 46 рублей.

По результатам мониторинга, проведенного активистами ОНФ с 9 по 11 июня, Краснодарский край вошел в число регионов с самой высокой ценой на АИ–95 — она достигла здесь 48,9 рублей. Примечательно, что на прошлой неделе бензин начал дешеветь по всей стране, но именно Кубань эта тенденция обошла. Здесь топливо набрало еще 50 копеек. Более сложная ситуация только в Крыму, где подорожание исчисляют уже в рублях.

«Каждый год наблюдаю такую тактику нефтеперерабатывающего комплекса — говорит председатель Агропромышленного союза Кубани Игорь Лобач. — Как только подходит уборочная страда, его продукция растет в цене. Но в текущем году это проявилось наиболее ярко. Каждый раз мы реагируем на удорожание и употребляем все силы, чтобы добиться закрепления цен. Но, к сожалению, закрепление происходит на уже повышенном уровне, и никогда еще не было возврата к исходным ценам».

На совещании по поводу старта уборочной кампании губернатор края Вениамин Кондратьев отметил, что рост цен на топливо оказал «медвежью услугу» аграриям. И призвал их переводить свои автопарки на газ. «Цены на бензин будут расти, на это есть объективные причины, а газ сегодня дешевле в разы. Нужно начинать активно переводить технику на газомоторное топливо», — сказал руководитель региона. При этом он обнадежил фермеров, что тем, кто займется переходом на газ, могут предоставить бюджетное финансирование.

Краснодарский край не первый регион, где заговорили о переводе автопарка на природный газ. Тема и сама по себе не нова — переход на метан выгоден уже тем, что снижает нагрузку на экологию и дает существенную экономию. Это актуально как для частных автолюбителей, так и для компаний, занимающихся пассажирскими перевозками. Так, в Татарстане при участии «Газпрома» два года назад был запущен пилотный проект: автовладельцы могли получить из бюджета компенсацию 30% затрат на переход к использованию газа, а «Газпром» кредитовал их под 1% годовых.

На Кубани «Газпром» открыл передвижной автозаправочный комплекс для машин, работающих на газу, в Павловском районе и заявил о готовности развивать направление при наличии спроса.

Однако, по мнению экспертов, с сельскохозяйственной техникой в силу ее специфики все не так просто — перевести ее на газомоторное топливо в кратчайшие сроки невозможно, но и при большом запасе времени — крайне затруднительно.

«Сам по себе перевод машины на газомоторное топливо в сельском хозяйстве особо не практикуется, — говорит председатель Ассоциации производителей сельскохозяйственной техники и оборудования АПК Краснодарского края Василий Абаев. — И сейчас нет готовых технологических решений, как это сделать. Да и что мы переведем? В основном же мотор сельскохозяйственной машины работает на дизеле — это комбайны, тракторы. Бензин используется аграриями намного реже. Дизельный двигатель перевести на газ практически невозможно».

Таким образом, переход на природный газ, даже если государство будет этот процесс субсидировать, ничем не поможет аграрному сектору в этом сезоне. Ряд субъектов уже обратились в минсельхоз РФ с просьбой субсидировать аграриям не переход на газ, а затраты на привычные ГСМ. В первую очередь это сделали южные регионы, где жатва начинается раньше, — Ставропольский и Краснодарский края, Республика Крым, Ростовская область, к ним присоединилась и Челябинская область. Переход на газомоторное топливо в АПК края можно рассматривать только в перспективе на следующие сезоны. Однако, чтобы воплотить это в будущем, нужно решить не только финансовую, но и техническую сторону вопроса.

Print Friendly, PDF & Email