Центры молодежного инновационного творчества ждут поддержки

Образование и обучение

Лилия Стяжкова: Сориентировались на общество

Автор:  | 


Как и большинство руководителей Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТов), Лилия Стяжкова со школьной скамьи интересуется математическими дисциплинами, она закончила политехнический университет. Лилия является официальным партнером программы «Робототехника — инженерно–технические кадры» и «Всероссийской ассоциации 3D–образования». Обучать детей современным технологиям для нее не столько бизнес, сколько личный интерес, и она знает, как добавить социальную значимость.

Кто обучается у вас и по каким направлениям?
Основная масса — школьники до 17 лет. Есть также группы дошкольников. Приходят предприниматели, которые интересуются аналогичными проектами. Для молодежи мы проводим мероприятия. Мы также создали группу для ребят с ограниченными возможностями здоровья. У нас три основных направления, которым мы обучаем: робототехника, 3D–технологии и беспилотные летательные аппараты.

Почему именно такой выбор?
В настоящее время это наиболее перспективные направления. Робототехника развивается стремительно, очень востребована со стороны самых разных компаний. А специалисты, владеющие 3D–технологиями, — высокооплачиваемы и интересны работодателям.

Зачем предприниматели приходят к вам?
Если у предпринимателя есть какая–то идея, инновационный проект, то ему требуется оборудование, чтобы сделать прототип и макет. Есть предприниматели, которые у нас осуществляют можно сказать уже серийное производство, целые заказы выполняют на нашем оборудовании. И бывает, что это абсолютно бесплатно, на нашем энтузиазме.

Вы работаете с 2016 года и уже состоявшаяся обучающая площадка. Что дальше?
Далее мы планируем участвовать в грантах Московского технологического института, Фонда развития инноваций. Они даются не просто на оснащение, а на реализацию конкретного проекта.

Какие проекты у вас в планах?
Городские конкурсы и соревнования научно–технического творчества. Такие мероприятия способствуют тому, чтобы подростки и молодежь заинтересовались наукой, техникой, и хотя бы попытались разработать что–то инновационное. Это хороший способ мотивации, вовлечения в инновационный процесс.


Расскажите, как вы совместили инновационную работу с социально ориентированной?

Например, мы разработали игрушки для детей с ограниченными возможностями здоровья. Пока у нас группа детей с ОВЗ работает на стандартной программе, но мы увидели, что уже есть разработки специальных программ, приспособленных для таких детей, и планируем создавать такие вещи на нашем оборудовании. Мы учимся сами что–то производить, и получаем экономию — так будет в три–четыре раза дешевле. Сейчас уже сделали один набор для слабовидящих детей, и будем использовать его у себя, но в дальнейшем мы также сможем передавать такие наборы родителям и в клубы, где занимаются с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Когда выстрелит?
ЦМИТы работают и вносят свою лепту в развитие инноваций. Однако пока они не стали площадкой, где массово рождаются стартапы, откуда по всему региону распространяются амбициозные или просто полезные идеи. Идеальный образ центра — этакий муравейник нестандартных идей, это, скорее, образ будущего, его еще только предстоит воплотить кубанским ЦМИТам. Пока они хорошо справляются с ролью образовательной площадки и базы для самых мелких бизнесменов, которой они могут воспользоваться за неимением денег на свое оборудование.

Заместитель директора по научной работе Института комплексных систем и информационной безопасности КубГТУ, руководящий инновационным отделом ЦМИТ «Изумруд» Юрий Дубенко считает, что ни одна структура не справится и с разработками, и с их продвижением. «На самом деле развитие инноваций — это работа разных людей, — говорит он. — Есть человек, который разрабатывает, а есть тот, кто помогает ему выходить на рынок и продвигаться там. Не может один человек и творчеством заниматься и поиском заказов на свои идеи. Здесь также нужен формат ГЧП. Для того чтобы цепочка работала, от власти должен быть заказ. Пока у нас так: инноваторы думают что–то свое, бизнес — свое, а власть — свое, и все эти три составляющие никак не встретятся. Поэтому и нет мультипликативного эффекта от внедрения инноваций».

По мнению эксперта, власть должна выступить куратором в процессе внедрения инноваций, направлять разработчиков, чем именно им необходимо заняться. Проще говоря, ответственный административный орган должен сообщать: «Экономика нуждается в том–то и том–то». Инноваторы сразу будут разрабатывать то, что пригодится, и тогда их продукту гарантированы применение и хороший тираж. Из–за отсутствия важного звена в лице власти пока так и не сформирована единая система, позволяющая внедрить инновации. Если же административные структуры и предпринимают некие шаги, они не влекут за собой видимых результатов — амбициозные идеи звучат в информационном поле раз за разом в течение многих лет, но так и не воплощаются в жизнь. «Проблема в том, что все эти форумы и площадки часто носят показательный характер — для СМИ и для отчета вышестоящему начальству, — считает Юрий Дубенко. — Провели планерку, пригласили таких–то людей, договорились о том–то. А после планерок реального сотрудничества нет».

Юрий Дубенко согласен, что зачастую в ЦМИТах все сосредотачивается на образовательных услугах, причем среди учеников — школьники и студенты техникумов, студентов вузов там сложно встретить. Получается, что центры заняли ту нишу, которую не может занять школа из–за ее оторванности от реальной жизни, и предоставляют услуги по формированию прикладных навыков. А реальных разработок нет, потому что на них нет никакого заказа.

«Если взять, к примеру, «Магнит» — это крупная и централизованная компания, понятно, что они ничего не будут заказывать в наших центрах, — отмечает собеседник. — А если мы берем малый и средний бизнес, а на самом деле это, как правило, микробизнес, то он еще недостаточно развит, чтобы что–то заказывать. Максимум, что они могут заказать, это, допустим, веб–сайт. При наличии реального проекта, под который было бы выделено финансирование, центр мог бы развиваться, выходить на другой уровень, на больший объем прибыли, и туда бы пришли специалисты, а так получаются дополнительные курсы для подростков. А если еще объединить ЦМИТы в сеть, чтобы они между собой сотрудничали, все вместе сотрудничали с предприятиями и делали это под контролем ответственного ведомства — вот тогда мы увидели бы эффект».

137 просмотров всего, 1 просмотров сегодня