Вячеслав Дрига: В России идет пивная революция

Деньги

Вячеслав Дрига: В России идет пивная революция

Автор:  | 

Вячеслав, руководитель сети магазинов «Бодрисар» написал хронологию развития рынка «другого пива» на юге России.

2007 год
В далеком 2007 году в Краснодаре только начинал формироваться рынок живого пива, работало около десятка специализированных магазинов по продаже пива на розлив с ассортиментом из 6-12 сортов хмельного напитка от заводов Краснодарского и Ставропольского края.

Тогда мало кто представлял, что это начало настоящей пивной революции и количество специализированных магазинов «другого пива» к 2016 году увеличится на 6000%. «Другим пивом» (живым, разливным, крафтовым) я называю всё пиво, произведенное малыми пивоварнями, вступившими в борьбу за потребителей с заводами-гигантами.

Хотя в 2007-м подобные магазины больше походили на места сбора окрестных алкоголиков и редко напоминали цивилизованную розницу, именно тогда начали проявляться зачатки нового рынка.

Первые продавцы, решившие продавать пиво более цивилизованно, сразу ощутили большой спрос и интерес со стороны покупателей. Они быстро выходили на весьма высокую прибыль, и срок окупаемости вложений в торговлю «по-новому» часто составлял всего 3 месяца. Покупатели в буквальном смысле слова выстраивались в огромные очереди, как когда-то в первые «Макдональдсы» в Москве.

В тот период спрос на «другое пиво» значительно превышал предложение, и летом из-за неспособности пивоварен дать нужный объем иногда можно было наблюдать закрытые пивные магазины.

2008-2009 годы
В стране случился кризис, который не только не затронул рынок «другого пива», а наоборот дал определенный толчок для его развития. Люди, оставшиеся без работы и наблюдавшие длинные очереди в пивные магазины, всерьез задумались о маленьком пивном бизнесе.

Одновременно кризис высвобождал большое количество коммерческих помещений пригодных для розничной торговли пивом. Открытие своей точки в те годы стоило 500-600 тысяч рублей, и низкая цена входного билета на рынок при окупаемости 3-5 месяцев обеспечила значительный прирост количества магазинов. Качество же самих магазинов оставалось очень низким.

2010-2011 годы
Эпоха лавинообразного роста на рынке «другого пива». В те годы свой пивной магазин не открыл разве что ленивый. Магазины вырастали на каждом углу, с плохим сервисом, слабым ассортиментом, непониманием того, как устроен бизнес. Но даже неискушенные предприниматели успевали заработать своё по одной простой причине — словосочетание «живое пиво» было ярко выраженным трендом и гипнотизировало потребителя.

Рынок рос как на дрожжах, и клиентов хватало всем. В этот период начинали формироваться лидеры рынка, создававшие сети магазинов с узнаваемым фирменным стилем, продуманным ассортиментом и стандартами работы. 5-6 компаний, которые тогда вырвались вперед, и сегодня являются серьезными игроками на рынке «другого пива».

2012-2013 годы
Количество магазинов постепенно стало превышать спрос, потребители становились более разборчивыми и требовательными, крупно написать на вывеске слово «живое» уже было недостаточно. В специализированных магазинах появился широкий ассортимент разливного пива (20-30-40 сортов), уже не было проблем с поставками с заводов в летний сезон.

Предпочтения покупателей повернулись в сторону хороших сетевых магазинов. Начались повальные закрытия мелких торговых точек. Тогда же ко многим производителям пива пришло понимание, что одним только маркетингом невозможно привязать покупателя к себе! Только качество и вкус напитка решали, будет ли продаваться это пиво или нет.

Крупные пивные заводы, увидев тренды, начали предлагать своё «живое» пиво, но оно не нашло своего покупателя в специализированных магазинах. Люди научились «чувствовать» пиво, его вкус, останавливая свой выбор на продукции мелких пивоварен.

Сами магазины усовершенствовались, стали оборудоваться специальными холодильными комнатами для правильного хранения и продажи пива. Сетевая пивная розница автоматизировалась, здесь уже предлагался не только широкий ассортимент пива, но и закусок к нему на любой вкус.

Но, самое главное, конкуренция среди мелких пивоварен подстегнула резкий рост и стабилизацию качества самого продукта. Если раньше из-за бешеного спроса пивовары могли не доварить, сознательно изменить технологию изготовления (был даже термин «летнее пиво»), то теперь они стали все чаще задумываться о стабильности качества производимого пива. Это, безусловно, обеспечивало лояльности потребителей к той или иной марке.

2014-2015 годы
На пивном рынке юга России появились две краснодарские франшизы специализированных магазинов по продаже пива. Сумма вложений в открытие магазина сегодня составляет 1,5-2 миллиона рублей. Современные магазины уже кардинально отличаются от магазинов, работавших в 2007 году. Они автоматизированы, как правило, работают под сетевой вывеской, имеют собственную логистику и закупают напрямую у заводов, что обеспечивает максимальную свежесть продукции в торговых точках. Мелкие магазины уже не способны конкурировать с сетевыми и массово исчезают с рынка.

Рынок «другого пива» стал более стабильным и предсказуемым. У некоторых сетей наблюдается положительная динамика в продажах. Одним из факторов роста мелких производителей пива стал запрет (сегодня — значительные ограничения) на рекламу пива. Большие и маленькие заводы оказались в равных условиях, что дало большой толчок последним. На рынке появляются современные малые пивоварни, которые делают новые высококлассные продукты! Новая пивная культура под названием «крафт» — следующий качественный шаг в развитии пивного рынка на юге России.

2016 год
На пивном рынке появилась система ЕГАИС. Это система электронного учета движения пива от производителя до конечной точки продаж. Что интересно, на фоне роста рынка разливного пива, в целом потребление пива в России снижается. В последние годы были закрыты крупные пивные заводы в Ангарске, Перми, Новочебоксарске, Курске, Петербурге, Красноярске, Челябинске, в этом году планируется закрытие завода в Ростове-на-Дону.

Время покажет, что будет дальше, но об одном можно заявить с уверенностью — за 8 лет рынок «другого пива» показал стремительный рост, и такая картина видна не только на юге России, но и по всей стране. Пивная революция идет по всему миру, малые пивоварни продолжают забирать долю рынка у крупных игроков.

128 просмотров всего, 3 просмотров сегодня